Пьющий мужчина

Вот я и живу как все. «Всё нормально! Базару нет».
Пьющий ходит «вокруг да около», плутает, словно хочет отвести от своей спрятавшейся души интерес другого человека. Вот и попробуй влезть в его состояние. «Не лезьте мне в душу!» — это любимая защитная фраза пьющих людей.
«Заговорила роща золотая»
У С. Есенина, конечно, не «заговорила», а «отговорила... берёзовым, ве-сёлым языком...». Чтобы она отговорила, нужно чтобы сначала заговорила. Поэт, отмеченный Богом, словно слышал, как с ним говорит природа, стихии, существа, населяющие мир; слышал прошлое вещей; слышал будущее.
Парадокс: отдаление от реальности делает реальность ближе и по-нятней. Поэтическое отдаление от реальности есть очищение сознания от стереотипов мышления и неряшливого употребления слов. Поэтический язык объемлет не только то, что очевидно, «видно каждому дураку», но и то, что сейчас невидимо и тайно, скрыто от непосредственного наблюдения. В по-эзии «тайное становится явным».
Мир, окружающий человека, и всё, что есть в этом мире, обладают име-нами. Для человека мир именован. Через имена человек разумно общается с реальностью, с каждым предметом, с каждым объектом, живым и неживым. В отличие от человека, животное не общается, а контактирует с предметным миром. Для животного мир не именован.
Действительная реальность есть «заговорившая реальность», как её оп-ределял философ А.Ф. Лосев, «духовный отец» диана-лиза. С кем же говорит реальность? Для того, кто умеет и хочет слышать и «берёзовый язык», и «грёзы конопляника», и «души сиреневый цвет», и «костёр рябины красной», и, конечно, у кого «...душа не остыла», «потому что над всем, что было, ко-локольчик хохочет до слёз».
Такие смертельные привязанности к чему-то одному, как алкоголизм и дру-гие «аддикции», называют «бегством от реальности». Конечно, пьющий мужчина не убегает от неё в «подполье», как герои Достоевского. Он просто делает «дыры» в текстах, с которыми обращается к нему реальность. Пью-щий замазывает те стороны жизни, на которые у него нет ответа, для кото-рых нет слов. Так художник замазывает на холсте не понравившуюся ему физиономию. Пока человек нос к носу не столкнется с реальностью, он будет «глухим» и «слепым».
Слушай...
Для плохо слышащего обращено протяжное «Слушай!», как в старой ре-волюционной песне. Если он выполнит эту первую инструкцию, первую че-стную просьбу, обращенную к нему, первое человеческое предложение, то он узнает много из того, что необходимо знать, если хочешь действительно управлять своей жизнью.
К красивому парню ростом 190 см, который сидит, опустив голову и потупив глаза, обращается сорокапятилетний мужчина. Он — друг се-мьи этого парня, он был другом отца, который два года назад умер от панкреатита (алкогольного, между прочим), а теперь вот пытается «достучаться» до пустившегося в запой сына друга. За ним с затаённым дыханием наблюдают три женщины — бабушка, мать и сестра красав-ца. Все четверо — «команда», подготовленная психотерапевтом для вмешательства.
— Послушай, Андрей, нас! Только выслушай. От тебя ничего сейчас не требуется, кроме одного — выслушать нас всех. Пожалуйста, подними голову, смотри и слушай. Мы хотим говорить с тобой. Ты ведь меня давно знаешь. Я дружил с твоим отцом. Я знаю вашу семью много лет. Я видел, как ты рос, помню тебя в самом разном возрасте. Ты ведь помнишь меня ?
— Помню, конечно, дядя Слава. К чему ты всё клонишь? Видишь, мне плохо. Обложили кругом... как волка флажками.
— Андрей, я хочу, чтобы ты выслушал меня. (Вспоминает, как его инструк-тировали на репетициях «системной интервенции».) Вот так, хорошо. Не прерывай меня, дослушай до конца меня, свою сестру, мать, бабушку. Мы собрались, чтобы сказать тебе, каждый по-своему, то, о чём каждый ду-мает, переживает, боится.

 

Оригинальное название: Завьялов В.Ю. "Пьющий мужчина: что делать?"

Hosted by uCoz