Алкоголизм
Пьющий мужчина
В настоящее время Миннесотская Модель - про-грамма помощи, основанная на Восьми Принципах:
1. Относиться к алкоголикам и аддиктам с достоинством и уважением.
2. Относиться к алкоголизму как к Первичному расстройству, а не сим-птому других личностных проблем.
3. Относиться к алкоголизму как к хронической болезни, которую невоз-можно исцелить полностью, а можно только справиться (сорш§) с ней, т. е. учить людей справляться с проблемой, а не избавляться от неё.
4. Относиться к аддикту как к Целостной Личности, которая втянута в болезнь на разных уровнях: эмоциональном, интеллектуальном, социальном, физическом и духовном.
5. Оказывать полноценную помощь со всех сторон, начиная с диагности-ки и детокса и заканчивая семейной и духовной терапией.
6. Привлекать к лечению алкоголиков талантливых людей из самых раз-ных областей — терапевтов, психологов, консультантов, священников, клер-ков, бывших алкоголиков и пр.
7. Лечить духовно, основываясь на «12 шагах» «АА», помогая сохранять пожизненную абстиненцию (абсолютную трезвость).
8. Позволять аддиктам учиться друг у друга методам реабилитации и восстановления. Настоящее лечение начинается тогда, когда персонал уходит домой после смены, а алкоголики и наркоманы остаются друг с другом и болтают.
Хотение и веление: два в одном
Чудо - это совпадение обычно не совпадающих моментов нашего лично-стного существования. Что обычно не совпадает? Хотение, то есть желание чего-либо, и веление, то есть исполнение этого желания. Человек хочет полу-чать большую зарплату, но веления хватает только на маленькую. А вот если бы получал именно столько, сколько хотел, то это было бы чудом!
Ричард Лили хотел долететь до Земли живым. Объективно, по всем зако-нам физики, это было невозможно. Но странным образом его желание испол-нилось. Вернее, он сам и исполнил это желание. Хотение и веление чудесным образом совпали. Будь он трезвый в машине, он бы, наверное, не слетел с моста так, как он слетел. Но если бы он по другой какой-нибудь причине сле-тел бы трезвым с 40-метрового моста, то, вероятно, и не выжил бы. Люди в таких ситуациях мгновенно проигрывают варианты гибели или повреждения — «Ну вот, и моя смерть пришла» — и исполняют не программу выживания, а программу гибели. По этой причине их действия менее эффективны, чем у сильно пьяных людей, которых, по народной молве, «Бог любит» («Бог лю-бит детей и пьяных»). Пьяный летит с седьмого этажа и отделывается уши-бами. Трезвый может насмерть расшибиться, упав и со второго.
Популярная сказка про Емелю и щуку разделяет: хотение -у одного, ве-ление — у другого. Емеля хочет, а щука исполняет. Ситуация весьма стран-ная: хозяин хочет, но не может, он -беспомощный управитель; а раб его мо-жет, но не хочет, то есть безвольный исполнитель. В анекдотах того, кто «хо-чет, но не может», называют «импотентом», а того, «кто может, но не хочет», — «сволочью». Сказка сильно запутывает процесс исполнения задуманного. Требуется вмешательство волшебной силы, чтобы объединить два разошед-шихся начала — хотение и веление. Если бы Емеля исполнял свои желания и самим исполнением корректировал бы свои замыслы и хотения, то вмеша-тельства волшебной силы не потребовалось бы. Про Емелю никто бы и не знал — не чудо.
Человек хочет выпить рюмочку (30 г) водки перед обедом и пьёт именно столько, ни грамма больше. Хотение и веление совпадают в одной лично-сти: он и хочет, он и велит, «щуки» не требуется. И это никакое не чудо. А вот для пьющего такое «культурное потребление алкоголя» было бы чудом. Его сознание запрограммировано как по сказке «По щучьему велению», — хочет он, а исполнять должен кто-то другой!
Новая философия жизни требует изменить такое самосознание, расщепляю-щее единую личность.
Оригинальное название: Завьялов В.Ю. "Пьющий мужчина: что делать?"