Алкоголизм
Пьющий мужчина
А вот люди. Любое поведение человека — это реализация его плана поведения. Человеческая реальность — это осуществление, реализация человеческих потребностей. Поскольку потребностей очень много у человека, и они конку-рируют между собой, а часто и противоречат друг другу, то поведение может казаться очень необычным, странным, необъяснимым.
В дианализе четко различаются такие вещи, как план поведения и мечта. Обыденное сознание заставляет людей обязательно «реализовывать мечту», ждать, когда мечта сбудется. Это верная дорога к разочарованию — несбывшиеся мечты. «Рухнувшая мечта» — самое «надёжное» оправдание пьянства, наркомании и других привязанностей. Например, мечта быть вечно молодым неосуществима. нереальна, если её пытаться реализовывать бук-вально. Мечта относится к области мифического, к области чистого смысла. Её бесполезно реализовывать, однако, как мечта, она живёт в особом блеске глаз, « в молодом задоре», энтузиазме и тысячи других проявлений у старых, но молодых душою людей.
Глупо, например, буквально реализовывать мечту о воссоединении с От-цом Небесным. Какой тут план конкретного поведения? Совершить само-убийство и вступить в мир иной, что и делали тысячи людей в первые годы распространения христианства? Эти первые христиане слишком буквально понимали некоторые притчи и заповеди Христа.
Мечта о «Возвращении к Отцу» хороша сама по себе как предмет мысли и чувства, как феномен внутренней жизни души человека. Мечта о связи с Высшей Силой, с Абсолютом реализуется только в молитвенных состояниях, когда человек обращается к Богу, к Абсолюту. В такие моменты благодати человек существует перед лицом неведомой, недоступной, непознаваемой, недосягаемой силы. Перед лицом этой силы он преображается, становится лучше, хотя говорится, что преображает человека Господь.
Если пьющий, как это бывает, идет в церковь и ставит свечку, например, Николаю-чудотворцу с мечтой о том, что этот святой «даст» ему защиту от своих собственных страстей, преобразит его, сделает его «нормальным», «пьющим, как все», то, скорее всего, он получит жестокое разочарование — ничего такого хорошего «оттуда» не придёт. Грех уныния: «Раз так, ничего я от Бога не получил, то Бога нет, и всё это сказки про чудеса, а Библия — га-лиматья какая-то».
Библия, религия, искусство, духовные практики — всё это инструменты внутренней организации жизни человека. Всё это необходимо для того, чтобы изнутри настраивать себя. Ничего другого этот символический мир не даёт человеку, ничего из этих слов не реализуется. И хорошо! Представляете, что было бы, если бы любые прихоти, любые желания и мечты человека реа-лизовывались?
Учиться мечтать, организовывать свою внутреннюю жизнь так, чтобы мечта сама по себе являлась бы живой жизнью, внутренней реальностью, «реалиорой» (высшей реальностью для человека) — это учиться быть пол-ноценным, действительным реалистом. Это означает, что реалист добивает-ся исполнения не мечты, а плана поведения, и радуется тому, как живёт его мечта. Реалист радуется тому, как реализуется продуманный план пове-дения.
Позитивная аддикция
Нереально пытаться освободиться от всех видов зависимости. Путь свя-тости, духовного освобождения и «просветления» — удел избранных. Тако-му освобождению нужно посвятить всю жизнь. Сидеть, например, лет 30, повернувшись к стене и отвернувшись от бренного мира, и медитировать, то есть погружаться в собственные переживания, мысли, воспоминания, и «сжи-гать» их невозмутимым и рассеянным лучом внимания. Не каждый пьющий уходит в монастырь или скит и проживает вторую половину жизни в роли отшельника, отвязавшегося от всего, что обычно привязывает человека к жизни, от удовольствия и обязанностей.
А что же реально? Действительно реальной является замена одной ад-дикции на другую, менее порочную, менее опасную для физического и душевного здоровья, менее травматичную для окружающих людей и бюд-жета семьи.
Оригинальное название: Завьялов В.Ю. "Пьющий мужчина: что делать?"