Пьющий мужчина

Нет, ничего не изменилось — один мычал, другой отвечал: «А ни-кто не работает». Полный маразм. И всё же, остатки человеческой бе-седы с раскладыванием понятий по сортам, как говорил Сократ о диа-лектике, у них ещё были! Увидеть это только бывает не просто. Человек до конца любой жизни остаётся человеком! «Партиец» через два месяца умер. На вскрытии и обнаружилась дегенерация коры головного мозга. Его партнёра по «беседам» оформили в дом психохроников, Что с ним стало, я не знаю.
Последующие годы работы и психиатром, и клиническим психологом, и психотерапевтом, и консультантом здоровых людей подтвердили мои впечатления о незабываемых «беседах» двух слабоумных: самое главное в жизни человека — это общение в разуме!
Человек живёт в мире символов, а не только в мире объектов. Для него всё — символы, а главный символ символов — слово. Умирает слово в разуме и умирает человек. Возрождается в его разуме слово — он сам возрождается. «Не хлебом единым жив человек, а всяким словом...»
Дианализ долго вызревал в длинных беседах с сотнями и тысячами лю-дей. Все они были разные. Никто никогда не повторял другого. У каждого была своя, уникальная личностная история, свой порядок в понятиях, своя диалектика, свой стиль «общения-в-разуме», своя символическая жизнь, то есть способ существования в мире символов и культурных смыслов. Всё, чем я с ними занимался, условно называлось «лечением», то есть психотерапией, или «лечение словом». На самом деле это были «сократические диалоги», расширенные гипноана-лизом, аутотренингом, когнитивной и поведенческой терапией, семейной, групповой, музыкальной терапией и другими методами современной психотерапии.
Смею утверждать, что у всех людей есть страсть к диалектике, стремление с помощью понятий осмыслить текучую жизнь, скрепить осмысленным словом проживаемые события. Когда этих слов-понятий не хватает, начинаются метания и страхи: «Что со мною, доктор?», «Как жить?», «Не знаю, что со мной происходит», «Что-то непонятное с головой, доктор. Не пойму» и т. д. Самым важным лекарством тут как раз и оказывается «именование» - правильное называние событий внутренней жизни, «раскладывание понятия по сортам», то есть диалектика.
Страсть к у правлению
Страсть к диалектике, или осмысленный поиск проблем, выраженных ка-тегориально, понятиями разной степени обобщенности, почти всегда сочета-ется у трезвующих мужчин со страстью управления. Несколько лет назад в газете «Известия» промелькнуло одно маленькое сообщение, которое обра-довало меня, потому что подтвердило интуитивные догадки о природе муж-ского алкоголизма. В газете были опубликованы социологические данные о первых предпринимателях-управленцах России. Как вы уже догадываетесь, большинство из них (70%) — это бросившие пить мужчины (социологи на-звали их «бывшими алкоголиками»).
На первый взгляд, это объясняется достаточно просто и банально. До пе-рестройки, до экономического освобождения активности людей, эти люди пили. А чем ещё занять себя, когда почти всё запрещалось? И вот разрешили заниматься торговлей, производством, зарабатывать любые деньги, создавать именные «дела». Мужчины бросили пить (не все, конечно) и занялись созданием своего бизнеса. Это верно только отчасти. На самом деле феномен гораздо сложнее, многофакторнее.
Одним из основных факторов, на мой взгляд, является уникальный опыт пьющего: попытки управлять тем, чем в принципе управлять невоз-можно человеку — собственным разумом. Мышлением можно научиться управлять, а вот самим разумом, особенно с помощью химического рычага — алкоголя, - невозможно. Слишком сложно организован разум человека. Самый умный и знающий психофизиолог никогда не решится даже попробо-вать управлять процессами сознания и самосознания личности, а вот любой пьющий, не имея ни малейшего представления об устройстве собственной психики, легко соглашается «подрегулировать» и настроение, и самочувст-вие, и душевный настрой, и зарядиться соответствующим «духом», и унять мысли, подстегнуть сексуальный напор.

 

Оригинальное название: Завьялов В.Ю. "Пьющий мужчина: что делать?"

Hosted by uCoz