Алкоголизм
Пьющий мужчина
Эта книга в научно-популярной форме, с помощью коротких эссе и свобод-ных размышлений (поэтому почти нет цитирования, на что обращают внима-ние специалисты) заявляет о новом подходе к пониманию алкогольной зави-симости, по старой терминологии — «хронического алкоголизма». В не-скольких тезисах этот подход можно сформулировать следующим образом.
1. Смена наркологической парадигмы
Российская наркология уже отметила свой 25-летний юбилей. В момент своего рождения в 1975 году наркологическая парадигма «алкоголизм как болезнь» была принята научным сообществом. Началась приёмка этой пара-дигмы обществом. Парадигма «болезнь» сменила парадигму «порок и пере-житок». Общество приняло парадигму «алкоголизм как болезнь» практически всецело. Алкоголики жаждут, чтобы их лечили любыми доступными средствами — «торпедами», «вшиваниями», «кодированием», «лазерным блокированием», «ферментированием» и пр. К настоящему времени данный подход становится тормозом на пути избавления человека от зависимости. Зависимые от алкоголя люди научились рассуждать о том, что «алкоголизм такая же болезнь, как грипп или диабет», они научились слагать с себя ответ-ственность за само поведение, направленное на поиск алкоголя.
К. 90 годам стал формироваться другой подход, другая парадигма — «аддиктивное поведение». Это уже не совсем «болезнь», вернее это — форма «отклоняющегося поведения» (Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В., 2001), которая может стать в конце концов смертельной болезнью, но в своей основе есть ц остаётся до конца жизни именно формой поведения. За своё поведение человек обязан отвечать персонально, без всяких ссылок на «болезнь» и «обстоятельства». Научное сообщество принимает эту парадигму, но не отрицает до конца «алкоголизм как болезнь».
С точки зрения дианализа будущая парадигма алкогольной зависимости может быть обозначена как «незрелая форма религиозности». Речь идёт не о старом понимании алкоголизма как замены истинной религиозности на пьян-ство, как расплату за атеизм, о чём писал Джеймс. Алкогольная зависимость не расплата за атеизм, она сама по себе и есть форма религиозного опыта. В книге «Пьющий мужчина» (далее ПМ) подробно проанализировано подозри-тельное сходство христианских ритуалов и постулатов с постулатами и ри-туалами зависимых от алкоголя мужчин, Очень часто алкогольное пове-дение похоже на карикатуру Христа, христианских мучеников, безрассудно верующих.
Очень скоро, за счёт впечатляющих успехов фармакологии, купировать аб-стинентный сидром (основной признак болезни, интоксикации) будет весьма просто в домашних условиях. Как современные наркоманы научились лечить абстиненцию, так и пьющие научатся снимать многие симптомы «хронической алкогольной интоксикации», уменьшать остроту влечения к алкоголю и прочее. Останется то, что фармакология сделать никогда не сможет — заблуждения ума, вера в абсурдные идеи «улучшения» своей жизни, сознания, мышления с помощью алкоголя. Задачей реабилитации и абилитации будет вернуть человека к нормальной социальной и личной жизни, изменив образ мышления, систему верований, систему личностного самосознания.
2. Алкогольная зависимость - незрелая форма религиозно-сти
Под «религиозностью» здесь понимается форма и способ организации внут-ренней жизни личности, организация символического пространства. Л.Н. Толстой определял религиозность как «понятную философию». Ещё раньше Григорий Сковорода в своём учении о «трёх мирах» говорил о Библии. как о мире символов. Религиозность — это способность «видеть невидимое», ве-рить в недоказуемое или в абсурдное, представлять непредставимое, пони-мать непознанное и непонятное, общаться с Абсолютом, с которым общаться нельзя по определению, и т. п. Зрелая религиозность есть персона-диетическая форма веры в Абсолют, выстраивание личных отношений с Бо-гом как к с Абсолютом, полное понимание того, что прямого контакта с Аб-солютом нет, а есть только «общение-в-разуме» через символ.
Оригинальное название: Завьялов В.Ю. "Пьющий мужчина: что делать?"