Пьющий мужчина

Хитрости. измышления и коварство вхо-дят в список достоинств Одиссея. которого называли «многоумным». Миф об Одиссее — это поэма о возвращении домой к жене Пенелопе, которая уже почти готова выйти замуж. Трезвость — это «путешествие пьющего» длинной дорогой домой.
Современные «навигационные стратегии Одиссея» — это новое мышле-ние современных людей, которые превыше всего ценят качество спортивного ориентирования — умение в движении быстрее соперников разобраться в обстановке на трассе и достичь финиша, пройдя все контрольные пункты с минимальными потерями времени. Как же научить этим стратегиям пьющего мужчину, который отказывается от помощи? Лечить насильно?
В истории современной психиатрии есть очень интересная проблема под названием «госпитализм», или шире — «институционализм». Корот-ко эта проблема заключается вот в чём. Если психически больного не ле-чить и никак не помогать ему жить, то он из-за своей болезни станет уязвимым и скорее всего погибнет или станет жертвой насилия, помы-кания, насмешек, превратится в живой экспонат, на котором будут учить, как не надо жить. Если же окружить его заботой, поместить в закрытое учреждение, изолировав от общества, то у него разовьётся со-стояние безволия, апатии и тупого подчинения «институту спасения» (отсюда «институционализм»). Его психика приспособится к правилам этого учреждения, а свою личность он как бы и забудет, «вытравит».
В начале прошлого века «институционализм» путали с «дефектом», полученным от основной болезни. Когда разобрались с этим, то во многих странах психушки позакрывали, а лечить и реабилитировать людей с психическими расстройствами стали в «стационарах на дому», без от-рыва от привычной среды обитания. Однако проблема как противоречие «помогать нужно, но помощь портит!» осталась.
Реабилитация как раз и должна найти «золотую середину» или син-тез двух крайностей: не помогать («пусть сам решает») и помогать («мы за него решим»).
Пьющие мужчины чаще склоняются к первой крайности — отказываются от помощи. Сакраментальная фраза пьющего «Я сам брошу пить, если захочу» настолько же истинна, насколько и ложна. Бросить самостоятельно он не может — это видно по фактам жизни, но уверяет, что может (ложь). Никто, кроме самого пьющего, за него не бросит пить (истина). Никто ведь не обра-щается к доктору с такой вот странной просьбой: «Доктор, бросьте пить за меня!» Единственное, что может сделать доктор, так это выпить за будущую трезвую жизнь своего клиента, то есть посвятить рюмочку-другую дорогому клиенту, прославив его в тосте. Но бросить пить за клиента доктор не может.
Итак, реабилитация есть восстановление доброго имени человека, кото-рый намерен самолично управлять своей жизнью, а не перепоручать это «делать» другим. Самый главный момент в этой сложной и трудоёмкой рабо-те — это научиться пользоваться помощью и отказаться, следовательно, от «нажитой беспомощности», то есть привычки не пользоваться «поручнями», протянутой дружеской рукой, «нитью Ариадны». Как я уже писал, человек, оказавшийся без помощи, чаще всего гибнет в пучине житейских невзгод. Отгороженный чрезмерной заботой гибнет как дееспособная личность. По-этому и говорят о Золотом Правиле реабилитации: лечить неспособность лечиться, или помогать принимать и пользоваться помощью. В других кон-текстах это правило звучит как «учиться быть обучаемым», или «учиться учиться». Человек, очевидно, хочет измениться, но не знает пути. Задача — вывести его на путь истинный.
7.2. Диверсификация
Человеческий капитал
В дианализе седьмой принцип — принцип диверсификации — уточняет и конкретизирует «золотое правило реабилитации», а именно: раскрывает по-нятие «пути изменений». Путь — это направление переноса позитивных на-выков, направление своего «человеческого капитала», накопленного ценой проб и ошибок, в важные сферы своей собственной жизнедеятельности.

 

Оригинальное название: Завьялов В.Ю. "Пьющий мужчина: что делать?"

Hosted by uCoz