Алкоголизм
Пьющий мужчина
Вот уже все способные ещё работать клетки головного (и спинного тоже) мозга думают о выпивке — кто вспоминает об эйфории, кто планирует следующую, кто работает над «алкогольным алиби» — оправданием пьянства. В общем, на шее пьющего затягивается не галстук, а петля!
Купленное прощение
Время от времени, как в крупном солидном банке, у пьющего происходит списание долгов, которые оцениваются как без-надёжные в смысле возврата. Вот как описывает поведение должников Оноре де Бальзак в повести «Гобсек».
Прося о прощении долга, должники превосходят в ораторском искусстве лучших проповедников. Делится своими впечатлениями ростовщик Гобсек: «Какая-нибудь влюблённая молодая девица, старик купец, стоящий на пороге разорения, мать, пытающаяся скрыть проступок сына, художник без куска хлеба, вельможа, который впал в немилость и того и гляди из-за безденежья потеряет плоды своих долгих усилий, — все эти люди иной раз изумляют меня силой своего слова. Великолепные актеры! И дают они представление для меня одного! По обмануть меня им никогда не удаётся». И далее: «Вот здесь, в этой холодной комнате с голыми стенами, самый пылкий любовник, который во всяком другом месте вскипит из-за малейшего намёка, вызовет на дуэль из-за острого словечка, молит меня, как Бога, смиренно прижимая руки к груди! Проливая слёзы бешеной ненависти или скорби, молит меня и самый спесивый купец, и самая надменная красавица, и самый гордый военный. Сюда приходят с мольбой и знаменитый художник, и писатель, чье имя будет жить в памяти потомков».
Пьющий оттачивает свое ораторское и актёрское искусство у своих «кредиторов» — жены, матери, детей, родственников, начальников, вырабатывая индивидуальный стиль получения прощения, индульгенции.
В переводе с латыни indulgentia — милость, прощение. Като-лическая церковь в своё время наладила «промышленное» производство отпущения грехов, выдавая грешнику за умерен-ную плату грамоту об отпущении грехов. Верующим рассказы-вали о муках, которые ждут грешника в аду, и те охотно поку-пали «билет в рай». Эта духовная коммерция по продаже «за-пахов рая» прекратилась в период Реформации, но идея ин-дульгенции не умерла. Она очень хорошо вписывается в общую психологию жизни пьющего — получить хоть временную передышку от бремени обязательств, чтобы спокойно заплани-ровать и осуществить любимое мероприятие — «залить шары». В наше продажное время «индульгенцией» стало само «лечение от алкоголя». Справка о «кодировании» приравнена ныне к «грамоте об отпущении грехов», подписанной Папой Римским. Этой справке верят начальники, жёны, гаишники, продавцы винно-водочной продукции, друзья и любовницы.
Недавно я поднимался на легкодоступную для туристов гору Аи-Петри. На пути к вершине продавцы вин не давали шагу ступить, зазывали бесплатно попробовать. Мне надоело придумывать отговорки и я стал говорить: «Закодирован». Верили стопроцентно. Это слово, как заклинание «сим-сим», открывало сердца торговцев. Одни предлагали «раскодироваться» несколькими каплями чудного вина, другие спрашивали, где можно купить эту индульгенцию, то есть «закодироваться», третьи с уважением спрашивали о самочувствии и т. д. Все относились к сообщению о «кодировании» добродушно, даже весело. Никто не сомневался в правдивости сказанного!
Индульгенции, которые пьющие покупают у «продавцов грехоотпущения», как и банковские кредитные билеты, имеют разное достоинство. Вот самая мелкая «купюра», разрешающая одну выпивку или отмаливающая, прощающая «случайную встречу с другом детства». Эту можно купить за пять минут сидения в смиренной позе, опустив голову, понурившись, не смея поднять глаза на обвинителя. Покрупнее индульгенцию покупают уже ценой унижения, красноречивых оправданий и обещаний.
Оригинальное название: Завьялов В.Ю. "Пьющий мужчина: что делать?"