Пьющий мужчина


Вспомним его сомнения и беспокойство перед предстоящей вполне трезвой и трудовой жизнью хлебороба. Если в прошлой жизни всё было понятно и предсказуемо — украл -пропил, попался — сел, предал - «перо в бок» и т. д., то у хлебороба полная неопределенность: примет земля семя или нет, будет засуха или дожди зальют, а что со скотиной, а что с матерью и т. д.
Хотелось «праздника души», хотелось быть безумно щедрым, смело «спа-лить» все деньги, которые «жгли ляжку». Хотелось быть хозяином пира, хотелось дать народу халяв-ный разврат. «Праздник души», судя по тому, что на самом деле получилось, — это предвкушение пира, а не сам пир, ожидание веселья, но не само веселье. Торжественный выход «хозяина» в барском халате к собравшимся гостям, народу, «готовому к разврату», — это квинтэссенция глубочайшего разочарования: на лице Шукшина отрази-лись тысячи ликов конкретныхличностей, жаждущих праздника души, но получивших тошнотворное похмелье, как на иконе — бесконечное множество ликов и одна божественная сущность, постигаемая сердцем. Много лет спустя премьер Черномырдин, прославившийся своими «ляпсус-лингвами», выразил словами то, что выражало лицо-икона Шукшина: «Хотели как луч-ше, а получилось как всегда!»
Нужно быть безумно храбрым, чтобы, стабильно получая разочарования в форме похмелья, верить в приход праздника души. Не есть ли это эквивалент христианской веры и ожидания пришествия Христа? Что-то важное, спаси-тельное должно прийти вместе с выпивкой... но приходит не то: «Всё не так, ребята».
Молодой лейтенант, находящийся в отпуске после командировки в Чечню, обращается за помощью. Услышал от кого-то, что дианализ помогает бы-стро разобраться в психологических причинах расстройств. У него зависи-мость от алкоголя, пьёт, чтобы облегчить душевное состояние (хочется «праздника души»), а также для снятия симптомов «пост-травматического стрессового расстройства («афганский», он же «чеченский», он же «вьетнамский» синдром). Мучительный симптом ~ повторяющееся в сновидениях, при пробуждении, при выходе из опьянения и даже спонтанно в любое время острое ощущение покинутости, одиночества, тревоги, которое сопровождается дрожью, ознобом. Вспоминает, что такое чувство было у него в горах, когда их спецчасть ожидала вертолёт с подмогой. Боевой офицер, конечно же, не показы-вал своего беспокойства там, в горах. А вот в отпуске «прихватило». Анализируем этот симптом. Оказывается, есть аналог этого переживания в раннем детстве. Однажды за ним не пришла вовремя мать в детский садик. Всех малышей «разобрали», а его нет. Воспитательница сердито выговаривала: «За тобой не придут. Мама забыла про тебя». От таких слов у маленького мальчика перехватаю дух! Несчастнее его на свете в этот момент не 6ыло никого. Два часа он провел в таком горе. Мама всё-таки пришла, и это был «праздник души». В горах Чечни переживания (детское воспоминание и реальное ожидание вер-толета) вцепились друг в друга, как вцепляются разлученные мать и дитя при встрече. Этот комплекс чувств ожидания спасения далее «приклеился» к алкогольному стереотипу «праздника души» - люди пьют по одной главной причине - хотят душевной радости и тепла! Образовался симптом, кото-рый, как «десант», заброшенный глубоко в сердце молодого офицера, прово-дил «подрывную деятельность в тылу», а обезвредить самостоятельно «ди-версантов» он не мог.


Прямые были стрости — Порядка ж ни но грош. Известно, что без власти Далеко не уйдёшь.
А. К. Толстой
Глава II ВЛАСТЬ
2.1. Обладание
Самообладание
Пьющих мужчин напрасно обвиняют в том, что они не хотят владеть собой, что они «распущены» и т. д. Задумаемся, в чем главный смысл воспитания? В том, чтобы человек прежде всего научился владеть своим телом, своими фи-зиологическими функциями, владеть своим умом, чувствами, волей и т.

 

Оригинальное название: Завьялов В.Ю. "Пьющий мужчина: что делать?"

Hosted by uCoz