Пьющий мужчина

Присутствие другого человека, которому врать не хочется (это я!), в принятии решений не пить.
Шаг 2. «Суточная программа», о которой я уже рассказывал. Каждый день Дмитрий принимал решение «сегодня не пить», памятуя о доброжела-тельном свидетеле его героических усилий терпеть жажду алкоголя.
Шаг 3. Изменение ритуала окончания работы. Дмитрий, человек компа-нейский, добродушный, пил в компании прямо в своей «конторе». Работа кончалась в 17.30, а выпивка начиналась в 17.32, в крайнем случае —в 17.35. Стал заканчивать работу в «конторе» в 16.00, а до ухода домой (в 17.30) посещал «объекты», на которых никогда не выпивал и которые его ничем не соблазняли. Заодно поменял ручные часы, чтобы стрелки и циферблат «не подсказывали», «не шептали о выпивке».
Шаг 4. «Объявление о трезвлении». Дружки в «конторе» через неделю стали беспокоиться, искали, советовали «раскодироваться» маленькой до-зой. Чтобы ни у кого не было никаких сомнений (и у себя тоже), объявил о выходе из «партии пьющих»!
Шаг 5. Составление списка лиц, которым было отказано в собутыльни-честве. Сначала отказал соседям и сотруднику по работе, которые соблаз-няли, показывая бутылки с водкой. Сосед показал Дмитрию «обнажённую» горловину бутылки «Русской», которую он засунул себе в штаны. Дмитрий просто и с достоинством сказал, что он «не хочет». В список с графами «кто и как предлагал выпить», «как я формулировал отказ» и «реакции чело-века» стали заноситься другие имена. Дмитрия обрадовали и ободрили реак-ции людей — сначала удивление («не пьёшь ?»), а потом похвала («Ну, моло-дец»). Это был спровоцированный им же фактор подкрепления новой трез-вой жизни.
Конечно, пришлось решать и проблему «отдыха». Много времени стало оставаться «не занятого» выпивками и трепотнёй с собутыльниками. Сна-чала Дмитрий сидел дома и искал занятий внутри семьи на радость жене. Отремонтировав всё, что смог, и доломав всё, что не подлежало ремонту в его руках, он стал «прокладывать новые маршруты» вне дома. Трезвая жизнь стала водить его по территориям, совершенно незнакомым ему ранее: в общественную организацию «интегративных знаний о здоровье человека», клуб собаководов, японский культурный центр «Хоккайдо» и др.
Реабилитация
В России слово «реабилитация» сильно нагружено зловещими ассоциа-циями: реабилитация жертв политического террора, чаще всего посмертная, долгие годы ожидания возвращения незаконно отнятых гражданских прав и т. д. Это слово вводят в обиход восстановительной медицины со значением: восстановление (re — «ре») нарушенных болезнью, недугом или травмой способностей (ability — способность, «абилит») двигаться, переносить физи-ческие и эмоциональные нагрузки, выполнять сложно координированные действия и, вообще, жить самостоятельно.
Реабилитация для бросившего пить мужчины есть прежде всего вос-становление способности самостоятельно, самовольно и добровольно регулировать свою жизнь, то есть:
1) составлять расписание движения по жизни;
2) прокладывать жизненные маршруты, Если человек эти две задачи вы-полняет по своей собственной инициативе, то он вынужден будет, как Одис-сей, проявлять самые разнообразные, даже незаурядные способности быть человеком. И наоборот, нет лучшего способа вполне жизнеспособного чело-века сделать инвалидом, чем запрятать его в какое-нибудь закрытое благо-творительное учреждение, где вся жизнь протекает по расписанию, состав-ленному «главным врачом» или «главным благодетелем», где «маршруты» похожи на траекторию метаний дикого зверя в клетке или их вообще нет («постельный режим»).
Сейчас модно говорить о «навигационных стратегиях» Одиссея. Что это значит? Одиссей как культурный тип — носитель практической разумности, неустанной энергии, способности ориентироваться в сложных обстоятельст-вах, умения красноречиво говорить с людьми, искусства обхождения с людь-ми: человек «божеского гнева» (испытавшый гнев богов), настрадавшийся в лишениях и морских путешествиях.

 

Оригинальное название: Завьялов В.Ю. "Пьющий мужчина: что делать?"

Hosted by uCoz