Алкоголизм
Пьющий мужчина
Так думает известный авторитет по характерам людей Карл Леонгард. Он считает, что примером типичного алкоголика из классической литературы служит персонаж романа Достоевского «Преступление и наказание» Мармеладов.
Главный герой романа, бедный студент Раскольников встречает Мармела-дова незадолго до запланированного им убийства старухи-процентщицы. Пьяная исповедь Мармеладова сыграла какую-то важную роль в духовном кризисе молодого человека. В этих пьяных речах и обнажилось дно челове-ческой души, куда заглянули двое людей. Один из них, Мармеладов, отрицал всего себя как личность, он хотел преодолеть себя самого всецело путем са-моразрушения. Мармеладов — это сознательное, осмысленное, можно ска-зать даже, мессианское саморазрушение.
Другой, молодой, непьющий, но сильно опьяненный «наполеоновскими идеями», почти как «сухой алкоголик», отрицал не всего себя, не всю свою личность, а только свою мораль, «эстетику», мешающую ему преступить «табу», осмелиться на «великий поступок».
И тот, и другой два гордых человека, недовольных тем, как они устроены. И тот, и другой активно изменяли себя, один — выпивками, другой — подго-товкой сначала к преступлению, затем к наказанию. У обоих была «смерть личности», но один погиб, другой — Раскольников — возродился.
В своих витиеватых речах спившийся, опустившийся на дно жизни, то есть до сенных барков, где ночуют бездомные, чиновник Мармеладов рассказывает Раскольникову о своей пропащей жизни. Он с воодушевлением, как от исполненного долга, и с радостью «победителя» сообщает подробности собственного унижения и собственной подлости: пропивает вещи излома, даже чулки жены, всё, что можно продать или обменять на водку. «Для того и пью, что в питии сем сострадания и чувства ищу...
Пью, ибо сугубо страдать хочу!» — в этом признании заключается смысл пьянства Мармеладова. Он хочет страдания, но не простого, а великого, такого, которое бы очистило его от всякой скверны. Ему необходимо испытать унижение, стать последним поленом, выстрадать это в полной мере, сколько может вынести душа человеческая, чтобы этим страданием, ценой полного разрушения своей личности искупить грех всех людей, не только себя. Он хочет представительствовать на страшном суде: «Меня распять надо, распять на кресте, а не жалеть! Но распни, судия, распни и, распяв, пожалей его!» Он верит, что придет тот, кто всех пожалеет, всех и вся поймет, «единый», «судия», а главное — простит его дочь Соню, которая зарабатывала на жизнь проституцией, и чьи деньги он и пропивал.
Пьяный Мармеладов мечтает: «Выходите, пьяненькие, выходите, слабень-кие, выходите, соромники!» И мы выйдем все, не стыдясь, и станем. И скажет: «Свиньи вы! Образа звериного и печати его; но приидите и вы!» И воз-глаголят премудрые, возглаголят разумные: «Господи! Почто сих приемле-ши?» И скажет: «Потому их приемлю, премудрые, потому приемлю, разум-ные, что ни единый из сих сам не считал себя достойным сего...» И прострет к нас руце свои, и мы припадем... и заплачем... и всё поймём!»
Мармеладова ересь
Иисус Христос не зря предупреждал учеников своих: «Не соблазняйтесь мною». Соблазниться Христом — это захотеть быстрее попасть в рай, пред-стать перед Господом, который всё поймет и простит. Как же можно убыст-рить процесс? Нищета духа! Первая христианская добродетель. Мар-меладов её понимает буквально — ни в коем случае не считать себя достой-ным чего-либо вообще, только полное, тотальное самоуничижение. Как? Нищета + пьянство.
Вот его аргументы. Бедность не порок, а вот нищета — порок. «В бедности — вы ещё сохраняете своё благородство врождённых чувств, в нищете же никогда и никто. За нищету даже и не палкой выгоняют, а метлой выметают из компании человеческой, чтобы тем оскорбительнее было; и справедливо, ибо в нищете я первый сам готов оскорблять себя! И отсюда питейное!»
Нищета экономическая сопоставима с нищетой духовно-психологической - не иметь собственного мнения, разума, воли, ничего своего, пользоваться «крохами» мысли и воли с чужого стола.
Оригинальное название: Завьялов В.Ю. "Пьющий мужчина: что делать?"