Пьющий мужчина

Их связывает вместе наше мышление, наш культурный опыт, перенятый от старших.
Человек с таким «ментальным вирусом» будет ожидать необыкновенного вознаграждения за тяжёлый труд. Чем тяжелее, по его мнению, труд, «де-ло», тем большее должно быть и вознаграждение. А разве сон, дрёма, мечта-ния в кресле, прогулка по парку, болтовня с приятелем не «вознаграждение»? Нет. Вот выпивка, «поставленная бутылка» — это уже похоже на естествен-ное и «справедливое» следствие выполненного дела!
«Раз пошли на дело, выпить захотелось» — начало всем известной воров-ской песни. Это и есть выражение банальной связи дела и выпивки — чем трудней и опасней «дело», тем большее развлечение, отдых и «потеха» должны быть наградой. У многих и многих пьющих наблюдается одна и та же проблема: они не умеют отдыхать. Им скучно, нечем заняться, если нет настоящего дела. Это так говорится. В действительности их время отдыха, потехи, игры поставлены в логическую последовательность «дело — отдых» («кончил дело — гуляй смело», то есть делай, что хочешь). Обычное время-препровождение в часы досуга не воспринимается ими как справедливая награда.
«Пью после тяжёлой работы»
Это один из типичных мотивов приёма алкоголя. Люди мотивируют себя этой «законной» установкой, не задумываясь об её обоснованности, об её истинности. В этой формуле два совершенно независимых события — «тя-жёлая работа» и «выпивка» — связываются в причинно-следственную логи-ческую конструкцию. Оператор «после» делает эту связь вполне «законной», обоснованной и рациональной. Ну как же, знакомая формула: «Делу — вре-мя, потехе — час»! Выпить после окончания какого-то дела — это «не грех», это оправданно. Сколько дел «обмывается» потоками алкоголя! Нет такого дела, которое не могло бы обмыться водкой. Попробуем перевернуть эту формулировку: если что-то можно обмыть выпивкой, то это смело можно назвать «делом», «дельцем». Короче, всё, что обмывается, есть дело, а то, что нельзя обмыть, — вовсе недело. Выпивка, следовательно, есть принуди-тельное окончание любой деятельности.
Скажем, кровельщики залатали большую дыру в крыше. Почему бы не от-метить выпивкой этот этап работы? Дыр может быть много. Много и «окон-чаний», которые «не грех» отметить спиртным.
Теперь представим, что такой меры труда, отмеряющей «законченность де-ла», как выпивка, нет. Ввели «сухой закон» или человек захотел бросить пить. Что получается? Работа теряет разграничения по законченным этапам, становится непрерывной, как сизифов труд. А это уже божье наказание. Си-зиф был наказан бесконечным, «не умирающим» трудом за попытку обхит-рить смерть.
Трудоеолизм
Труд — это трудная работа. Это какая-либо деятельность, выполнение ко-торой чем-то затруднено (например, полной неясностью, что именно надо делать). Формула такого затруднения всем известна из сказочного репертуа-ра: «Пойди туда, не знаю куда; принеси то, не знаю что». Как, например, обучение чему-то превратить в тяжёлый труд, а не в игру? Придумать систе-му зубрёжки правил, запоминания ненужной информации, ввести жестокую проверку «усвоения пройденного», ограничить время на усвоение, уменьшить количество пособий (один учебник на троих) и т. д. Вот и получим тяжкий труд. Хотя то же самое дети могут заучивать играючи, без искусственных трудностей.
Теперь вернёмся к мотиву «пью после тяжёлой работы». Человеку хочется «надраться», а тяжёлой работы нет. Что делать? Очень просто. Создать себе самому или всему коллективу трудности в какой-то деятельности, и получит-ся ТРУД, после выполнения которого, конечно же, «не грех» и выпить. Труд-ности могут обслуживать самые разные потребности человека. Если их нет, их придумывают. Трудоголизм есть психологическая зависимость от труда, который поглощает человека так же всецело, как и алкоголь.

 

Оригинальное название: Завьялов В.Ю. "Пьющий мужчина: что делать?"

Hosted by uCoz