Пьющий мужчина

А есть ли опти-мизм поумней?
Самый умный оптимизм — это оптимизм стариков, о котором так хоро-шо написал русский биолог Илья Мечников в своих знаменитых «Этюдах оптимизма». Жизнь весёлого старика стремительно приближается к концу, всё уже позади, пройдено, пережито. Все опасности, все неприятности прой-дены, впереди нет страхов! Это у молодых будущее полно неожиданностей, сомнений, страхов и разочарований — их может убить или покалечить на всю жизнь. У старика таких переживаний уже нет, поэтому ничто не омрача-ет его оптимизм. Каждый день — подарок. Проснулся, всё болит, значит, жив, ещё не помер.
Конечно, есть оптимизм, основанный на вере в загробную жизнь, на на-дежде попасть в рай, пройти благополучно чистилище, миновав «геенну ог-ненную», но этот вид оптимизма не распространяется на действительную реальность.
Вот человек всю жизнь буянил, матюгал Бога и чёрта, пил безбожно, курил дьявольски, относился к своему здоровью по-свински, а в неполные 60 лет начинает таять от рака легкого. Перспектива близкой смерти и мучений жизни ведут его к спасительной вере. Он начинает молиться, жадно слушает проповеди о благой вести. Вот он уже не прежний здо-ровяк, а высохший старец; силы покидают его, а смирение душевное ста-новится несокрушимым. В смертельной агонии он благодарит Бога за то, что Он послал ему болезнь (?) и отвёл тем самым от греха смерти, то есть дал умереть и через смерть очиститься. Мармеладов, как мы знаем, обошёлся без такой канители, как рак легкого, просто «подставился» под карету.
Если человек решил всё-таки очиститься не для смерти, а для жизни, «иной жизни», ему тоже придется пройти практику духовного смирения, ему при-дется смириться с тем, что на самом деле ничего нельзя изменить кроме кон-фигурации собственного сознания — мышления, памяти, системы ценностей и других составляющих со-знание. Сознание тоже нельзя самопроизвольно изменять. Это так говорят: изменить сознание. На самом деле оно если меня-ется, то не по нашему желанию, а в результате определённой активности. Вот с этим-то и приходится смириться — с существующими пределами и ограничениями жизни.
Всем знакомо с детства любимое народное развлечение — езда на санях с горки. А вот усовершенствованный современной техникой спортивный вари-ант катания — бобслей. Движение по жёлобу, по ледяному коридору. Вот уж где всё подчинено формуле «пусть катится». Представим жёлоб метафорой главной судьбы, санки — телом, организмом, а ездока — духом, управляю-щим движением, и спросим: «Кто ездит быстрее всех, кто лучше всех «живёт» в этом длинном углублении?» Тот, кто полнее отдаёт себя всем участвующим в быстром движении «помощникам»: подчиняется геометрии жёлоба и вписывается в повороты углубления, легко скользит, прячется от встречного ветра.
Путь в законном русле
Михаил, 36-летний часовщик, на пятом году трезвости стал фило-софом. Жена ушла от него, ультимативно заявив, что пока он «не выле-чится от пьянства», жить с ним не будет. Михаил пошёл «лечиться», но жена так и не вернулась до сих пор. Михаил слыхал, что у Сократа была вредная, скандальная жена и что мыслитель так обрисовывал судьбу женатых мужчин: если жена любящая попадётся — будет мужчина просто счастливым, а если попадётся злая, то станет муж философом, поскольку только философией и можно защититься от «стрел и ножей» острого, ядовитого, язвительного языка неудовлетворённой женщины.
Вот примерные рассуждения Михаила во время наших бесед по поводу его кредо. Путь человека и русло, по которому проходит его жизнь (или река жизни), тождественны и различны в одно и то же время. Русло — это и есть путь, проложенный прошедшими потоками. Применительно к судьбе человека — это традиционный, сформированный многими поколениями об-раз жизни.

 

Оригинальное название: Завьялов В.Ю. "Пьющий мужчина: что делать?"

Hosted by uCoz