Алкоголизм
Пьющий мужчина
Останемся на поверхности и сделаем очевид-ный вывод: лучшая функциональная замена алкоголю есть сама по себе жизнь, полнокровная и разнообразная, «Другая Жизнь».
Сублимация
Этот термин ввёл в оборот З. Фрейд для обозначения способности чело-века подняться выше своего сексуального влечения, возвысить его, превра-тить половое влечение в тягу к творчеству. Примеры — два известных фран-цузских художника Эдгар Дега и Утрилло. Первый часто рисовал обнажён-ных и раздевающихся женщин, сублимировав, как считается, комплекс вуай-еризма (подглядывания). А Утрилло стал художником из-за своего тяжёлого пьянства. Чтобы остановить запой, он однажды стал перерисовывать фото-графии Парижа. Увлекся. Создал целую галерею парижских городских пей-зажей. Картины стали покупать. Хобби превратилось в профессию, а по-требность опьянять себя вином сублимировалась в творчество, творче-ский порыв духа.
Русский философ и лингвист Яков Голосовкер считал «побуд к культуре» самым сильным стремлением человека. Если это стремление, как подсказы-вает термин «побуд», разбужено, пробуждено, а не дремлет в зачаточном состоянии, то человек начинает творить, а не пить.
Сходство между творческой деятельностью и потреблением алкоголя на-столько очевидно, что язык закрепляет это сходство словом «запой». «Запой-ное чтение» — к сожалению, исчезающий из нашей жизни феномен. Тяга к чтению вытесняет тягу к алкоголю, когда книжка не выпускается из рук ни днём, ни ночью, а человеческое сознание полностью перемещается в иной мир, мир между страницами и словами, где человек проживает множество судеб.
В настоящее время термин «сублимация» понимается гораздо шире, чем в психоанализе Фрейда. Сублимируется, «возгоняется» не только сексуаль-ное влечение, но и любое другое влечение человека. При этом вместо одной, может потенциально опасной или нежелательной деятельности, на сцену сознательной активности приходит другая.
Вот и с матом (инвективой) так же получилось. Люди убивали друг друга с помощью оружия, формируя границы государств, общин, семей, кланов, «бригад», «своих»-«чужих» и т. д. Потом научились «убивать смехом и сло-вом», обозначая границы собственного «Я». Потом длинные ругательства и словесная брань (слово «брань» относится и к сражениям, и к ругательст-вам!) сосредоточились в ёмких выражениях мата. Ну, разве это не «тонкий экстракт», наподобие чистого спирта? Мат отсылает человека не в могилу, как сабля вострая, а «куда подальше», в самое-самое начало жизни, в «замы-сел жизни»!
У писателя-алкоголика В. Ерофеева мат в книгах льется рекой, как шампан-ское на пирушке. Выпивка возвеличивается, но не сублимируется. А матюги, как огнеупорная облицовка «Бурана», надёжно защищают пьющих от всяких внешних «интервенций» в их «внутреннее дело» по самоуничтожению или самоповреждению. Мат не убивает, но что-то ломает в человеке, как и алко-голь.
Суперсублимация, или улыбка Будды
Улыбка Будды — символ возвышения над проблемой. Будда отвечал не на все вопросы своих учеников, иногда только ласково улыбался вместо от-вета. Это означало, что проблема, заключённая в вопросе, не «решается», а «преодолевается» изменением сознания.
Многие проблемы человека принципиально не «решаются». Их можно только преодолеть «возгонкой» собственного сознания, то есть возвыситься над ними. Это и есть суперсублимация: «Даже и не думай решать это!»
Представим умилительную картинку. Перед несчастной женой сидит не её пьющий муж, а Будда. К нему и обращается женщина со своим «женским во-просом»: «Когда-нибудь закончатся твои пьянки?» Разве можно ответить на этот вопрос? «Да, когда-нибудь» её не устроит, да это и не ответ вовсе, а не-полное дублирование вопроса. «Нет, никогда» — лживый ответ.
Оригинальное название: Завьялов В.Ю. "Пьющий мужчина: что делать?"