Пьющий мужчина

Мно-гие из них всерьёз размышляют о том, что они, «наверное, умрут молодыми», как поётся в современной песне, «вечно молодым, вечно пьяным». Остаться молодым — это прервать бесконечные размышления о жизни и о её смысле, закончить воспоминания о незавершённом или не так сделанном. Лев Тол-стой писал, что люди пьют потому, что хотят прекратить муки совести. Льву Толстому можно верить. Всё, о чём он писал, пережито им лично! Муки со-вести — это бесконечные, как колесо причинности, размышления, которые ничем прервать практически невозможно, разве что идеей о вечном самосо-вершенствовании!
Героизм есть попытка прервать эту бесконечность душевных терзаний. Это - нежелание ждать, терпеть, принимать ограничения.
Фатализм или страх жизни
Это тоже признак гордыни, вера в предопределенность жизни, вера в пред-знаменования и знаки судьбы, вера и предсказуемый исход жизни. Жить, не зная что с тобой будет в будущем, имея только личный план жизни, гораздо труднее, чем предполагать или «знать» будущее. Не только пьющие люди стали фаталистами в последние годы. Жизнь стала действительно непредсказуемой. Никто точно не может прогнозировать, например, экономическую ситуацию, экологическую и, тем более, политическую ситуации в обществе. По этой причине, то есть из-за возросшего страха перед жизнью, саморазвивающимся процессом, люди потянулись к предсказателям, гороскопам, хиромантам, гадалкам, ясновидящим.
Одна из популярнейших фигур XX века — слепая, малограмотная болгар-ская крестьянка Ванга - не философ, не писатель, не ученый, не артист, а га-далка. Серьёзные люди, изучавшие её метод «ясновидения», выявляли в её поведении очень тонко разработанный обычный опрос (интервью) и точный анализ высказываний клиента. Люди сами программируют своё будущее, поэтому при достаточной сноровке можно узнать об этих планах — заболеть, попасть в аварию, погибнуть к определенной дате или в определенных обстоятельствах. На языке транзактного анализа это называется «сценарий».
«Сценарий» - это условное название социальных стереотипов, жизненных сюжетов и последовательностей в жизненном поведении. «Сценарий» раз-вертывается, как театральная пьеса, поэтому уже в первом действии можно предсказать, что будет во втором, третьем и что в финале.
Самые предсказуемые сценарии оказались у алкоголиков. Они и были в первую очередь изучены. Клод Стейнер, которого я уже упоминал, кроме сценария «Пьяный и гордый», описал варианты «Горький пьяница» и «Про-пойца». Не входя влетали такого весьма изощренного анализа, зафиксируем самое важное: сценарий, даже «плохой» или трагический («кровавый», по определению автора концепции Э. Берне), спасает человека от страха перед неизвестным — самым глубоким и сильным страхом человека. Люди устрое-ны так, что готовы мириться со злом уже известным, чтобы не вляпаться ку-да-то в совершенно неизвестные обстоятельства. Цинично, но весьма точно, это выражено в одном чисто американском высказывании: «Он -сукин сын, но это НАШ сукин сын!»
Один из любимейших фильмов сначала граждан СССР потом СНГ «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» повествует как раз об этой дилемме: держать-ся за плохонькое, но известное или рисковать и смело экспериментировать, пробовать неизвестное. Четверо пьющих мужчин (главный герой малопью-ший, но, чтобы стать героем, ему пришлось изрядно «хватануть» и некоторое время быть в роли «алкоголика»), как три мушкетера и д'Артаньян, веселятся в компании. Все предсказуемо у трёх действительно пьющих, но непредска-зуемо у непьющего, но пьяного, который вместо запланированной свадьбы с «обыкновенной невестой» получает «необыкновенную», просто роскошную женщину.
Праздник души
Другой популярный киногерой - вор Прокудин из фильма «Калина красная» в исполнении замечательного актера и пьющего мужчины Василия Шукшина - пытался вырваться из своего сценария, уйти от предсказуемости жизни, погрузиться в обыкновенную, но неизвестную ему жизнь «простых людей».

 

Оригинальное название: Завьялов В.Ю. "Пьющий мужчина: что делать?"

Hosted by uCoz