Алкоголизм
Пьющий мужчина
Мир сотво-рен человеком! Не Богом. А кто сотворил самого человека? Человек сотворен сам собою. А раз он сам себя сотворил (и продолжает творить), то кто может распоряжаться творением безраздельно н безапелляционно? Конечно же, сам создатель. Сжечь рукопись труда жизни, проиграть с трудом нажитые или с риском выигранные деньги, бросить любящую женщину, забыть про собственных детей, разорить своё же гнездо, разрушить собственную жизнь, сделать себе харакири или хотя бы на короткое время превратить соб-ственное тело в полумертвое, бессознательное существо — всё это родственные феномены, всё это — гордыня ума, вокруг которого вращается весь мир, как ярмарочная карусель. Центр мира находится в уме. Всё остальное вращается вокруг этого центра.
У пьющего человека в голове так называемая «антропоцентрическая модель мира». И это великолепно для Сатина: «Человек! Это — великолеп-но! Это звучит... гордо! Человек! Надо уважать человека! Не жалеть... не унижать его жалостью... уважать надо! Выпьем за человека, Барон!» Это кредо Сатина, предмет веры. Вообще-то, есть всего два предмета веры — Бог и Человек. Сатин верит в Человека, а не в Бога.
Совсем типичный
М. Горький не зря вложил слова восхваления человека в уста Сатина. Толь-ко в самом глубоком колодце днем видны звезды, только на самом дне жизни, когда человеку нечего терять, кроме «цепей» и собственной жизни, видны вершины духовности человека.
Проведём мысленный эксперимент. Построим в богатой Москве фешене-бельный ресторан «На дне». Пусть это будет «дно» Индийского океана или еще что-нибудь такое. Посадим там за столик какого-нибудь «барона» и склонного к философии успешного западного бизнесмена, например такого, как Гекко из фильма «Уолл-стрит». Что же Гекко скажет барону, за что под-нимет тост? За Человека? Смешно и подумать об этом, хотя Гекко принадле-жит к таким же людям, как и Сатин, которые ради торжества разума готовы поставить на карту абсолютно всё. Скорее всего, он воздаст должное День-гам: «Понимаешь, барон, это — огромно! В этом финансовом мире все нача-ла и концы... Всё в деньгах и всё для денег. Существуют только деньги, всё остальное дело — их «рук» и интеллекта!» Естественно, таких слов в фильме нет, но данный смысл есть — по мнению этого человека, который уж точно сам себя такого и сделал, деньги всегда побеждают.
Деньги всего лишь участвуют в обмене, переходя от одного к другому. На-стоящие деньги это не бумажные банкноты или золотые безделушки, это — магические числа, которые живут в виртуальном мире, в «оцифрованной ре-альности», откуда и управляют всем. Вот и встретились за нашим «столом», то есть на страницах книги, Сатин с его Правдой (Человек — вот правда) и Гекко с его Деньгами. А это уже похоже на конец нашумевшего фильма «Брат-2». Главный герой Данила Багров, наливая водочки себе и повержен-ному американцу-хапуге, спрашивает о том, что сильнее - деньги или правда. Сам же и отвечает: «Правда». Правда на его стороне, поэтому он побеждает, и поэтому ему переходят нечестно заработанные американцем деньги! Дани-ла, похоже, и есть современный Сатин -почти «арестант», суперубийца и почти шулер. Его философия попроще («Я узнал, что у меня есть огромная семья...»), но по сути такая же. В центре мироздания Человек, как Брат, все остальное — не человек, а дело его рук и мозга.
Типичный, но не совсем пропащий
Меняются эпохи. Меняются герои и образцы конкретного поведения, но почти не меняются Великие идеи, среди которых мы находим и идею величия и гордого одиночества Человека.
Самый «типичный» тип пьющего мужчины есть тип «гордого выпивохи», или, как его назвал известный нарколог Клод Стей-нер, «пьяный и гордый». Речь идет о неком «жизненном сценарии», который требует от своего испол-нителя «революционного самоутверждения», отстаивания своего достоинст-ва.
Оригинальное название: Завьялов В.Ю. "Пьющий мужчина: что делать?"