Пьющий мужчина

Да простит мне читатель такую вольность, но марксистские кружки в России очень уж напоминай общества по борьбе с алкоголизмом. Гораздо раньше «Анонимных алкоголиков» эти сообщества способны были удержать тысячи и тысячи мужчин от пьянства (1), направить их психическую энергию пусть на ложную цель (построить рай на Земле), но очень заманчивую и энергоемкую (2), надежно защитить их от глубинного страха бессилия (3). Последнее особенно интересно дтя наших размышлений. Кто помнит «диамат» и «истмат», тот должен помнить и пьянящее чувство интеллектуального всесилия и превосходства: все философы, кроме Маркса, Энгельса и Ленина, казались просто олигофренами, не способными даже близко осознать и понять «самое верное учение». Это ли не титанизм? Это ли не мощнейшая психологическая защита от чувства бессилия и экзистенциального одиночества?
Героизм или страх бесконечности
Самое точное, на мой взгляд, определение героизма следующее: герой со-вершает поступок, за которым последует его смерть или эквивалентная рас-плата (вечные муки например), но ведёт себя так, как будто не знает, чем всё закончится. Все герои древнегреческих мифов поступали именно так. Но точно таким же образом поступают и пьющие мужчины: они-то уж знают, чем могут закончиться, скажем, гонки на джипах после изрядной лозы спиртного, или выливание бутылки рома в проеме окна на 15-м этаже или пьяная ссора в баре из-за «неуважительного жеста» и тому подобные ситуа-ции, коих сотни или даже тысячи.
По неофициальной статистике, в 90-х годах в России от потребления нека-чественного алкоголя в год умирали до 40 000 человек! Любой пьющий муж-чина знает, чем может закончиться употребление поддельной водки, но по-ступает часто так, как будто не знает об этом. Сорок тысяч безызвестных героев!
Ещё одно определение героизма — это совершение какого-либо дела, рис-кованного и опасного, ради других людей, самопожертвование, самоотдача. Это тоже всё о них, о пьющих мужчинах, которые жертвуют временем, по-ложением в обществе, рискуют здоровьем, репутацией ради компании.
Совсем недавно мне пришлось помогать одному такому герою вспомнить, куда он дел сумку с чужими деньгами, которые вёз к себе домой для времен-ного хранения. Он помнил, как вынес их из офиса, где «отметили» сделку водкой, как зашёл с ними в бар, как пил коньяк за стойкой бора, попинывая сумку ногой для контроля. Он помнил, как, выходя из бара, поскользнулся и упал, но не выронил сумку из левой руки. Он помнил, как ехал после бара в своих «Жигулях» и застрял в сугробе. Помнил, как уснул на часок за рулём, пережидая пургу. Помнил, как проснулся и пошёл искать подмогу. Деньги были при нём. Помнил, как уговорил шофера УАЗика вытащить из сугроба его автомобиль. Помнил в деталях, как он подцеплял трос, как вытаскива-лась его машина, как он радостно пожал руку шоферу УАЗика, а вот куда делись деньги, не помнил. Вернее, в процессе анализа и гипно-анализа картина прояснилась — он оставил их в УАЗике, когда внимание переключилось на работу по освобождению собственного автомобиля из снега. Взрослый мужчина, директор крупной фирмы, знал, что вот ток беспечно нельзя по-ступать с крупной суммой денег, что транспортировка денег ~ это очень ответственная операция, опасная для жизни. Но он, как и подобает герою, вел себя так, как будто не знал, что может произойти, если он будет во вре-мя транспортировки денег выпивать, заходить в бар, оставлять деньги в чужой машине и т. д.
Что же лежит в глубине героического поведения? Скорее всего — стремле-ние прекратить бесконечные рассуждения и связанные с этим сомнения. Ге-рой - человек, разрубающий своим поведением всякие сомнения, пусть даже ценой собственной жизни!
У пьющих мужчин нет представлений о вечной жизни после смерти.

 

Оригинальное название: Завьялов В.Ю. "Пьющий мужчина: что делать?"

Hosted by uCoz