Пьющий мужчина

Но ведь масса людей, действительно зависимых от алкоголя, бросают пить навсегда и живут долго и вполне нормально без капли спиртного. В обществе «АА» таких называют «алкоголиками», «восстановленными» или «исцелёнными алкоголиками» (recovered alcoholics). Но это парадокс. Разве он «алкоголик», если трезвенничает до конца своей жизни? Разве болен, если физически и умственно здоров, не пьёт и не хочет пить спиртные напитки?
Алкоголик «неизлечим», потому что не может после «лечения» пить умеренно, как все. При попытке ответить на вопрос «Излечим ли алкого-лизм?» возникает так называемый познавательный тупик, или «апория», от-сутствие пути. Воспользуемся одной из самых известных апорий философа Зенона «Стрела» для дианализа парадокса излечимости алкоголизма.
Итак, «Стрела». Выпущенная из лука стрела летит или не летит? Опыт показывает нам, что, действительно, правильно выпущенная стрела летит и довольно далеко, да ещё поражает цель. А вот логические рассужде-ния могут доказывать ее недвижимость. В каждый момент времени летящая стрела занимает часть пространства, равную самой себе, а вся траектория полёта есть не что иное, как множество частей пространства, равных ей са-мой. Занимать пространство, равное себе, означает покоиться в нём. Из этого следует вывод о том, что движения вообще не существует, либо оно уравни-вается с покоем, есть то же, что и покой.
Начавший трезвую жизнь алкоголик меняется (движется) или не меня-ется (не движется)? Опыт показывает, что сильно меняется. А если рассуж-дать, как Зенон? В каждый момент своей жизни алкоголик, начавший трез-вую жизнь, занимает не чью-то жизнь, а свою. Он тождественен самому себе, следовательно, он не движется, не меняется, остается тем же алкоголиком. Значит, алкоголизм неизлечим. Выходит так: чтобы лечить алкоголизм, тре-буется, чтобы алкоголик не менялся, чтобы он был неизлечим! В этом и со-стоит парадокс, апория!
Вопрос «Излечим ли алкоголизм?» неизбежно ведёт мысль в познавательный тупик, апорию. Попытка разрешить это логическое противоречие приводит к ещё более парадоксальной идее: заболевает один человек, а выздоравливает другой!
«Гений, парадоксов друг»
Вокруг проблемы «пить или не пить?» существует такое хитросплетение смыслов, что пьющего мужчину при одной только мысли о необходимости когда-то бросить пить охватывает глубокая тоска. Нужно стать гением, что-бы бросить пить: распутать этот кошмарный мысленный клубок аргументов и контраргументов, точек зрения, мнений, фактов и домыслов, воспоминаний и фантазий. Это какое-то «горе от ума», если надо для «излечения» стано-виться гением!
Человек - «общественное животное». Естественная среда для человека — общество, а не лес, степи или горы. Поэтому отношение общества к чему-либо очень сильно влияет на жизнь, настроение, мысли и планы человека. Отношение общества к алкоголю содержит в себе прямо противополож-ные оценки и установки. С одной стороны, потребление алкоголя осужда-ется, высмеивается и даже запрещается; с другой — поощряется, навязывает-ся, расхваливается. Это и есть парадокс. Без волшебной силы творчества дианализа не разобраться.
Алкоголизм - это звучит горько!
Парадоксальная логика, или диалектика («оружие» дианализа), позволяет честно ответить на вопрос об излечимости алкоголизма. Читатель помнит, наверное, известный фильм Э. Рязанова «Берегись автомобиля». Главный герой Деточкин имел страсть, сравнимую с запоями, — красть автомобили у нечестных владельцев, продавать, а вырученные деньги отдавать в детские дома. Ситуация парадоксальная. Его друг следователь на суде, где слушалось дело необычного вора, попал в очень затруднительное положение: Деточкин крал автомобили, значит, он вор, но он возвращал украденное у государства государству же, значит, он не вор, а наоборот...

 

Оригинальное название: Завьялов В.Ю. "Пьющий мужчина: что делать?"

Hosted by uCoz