Пьющий мужчина

Это побуждение часто выражается в различного рода злоупотреблениях, в частности алкоголизме, неумеренном потреблении алкоголя. Она согласна с К. Юнгом, который ввел в оборот понятие «жажда целостности», что означает мучительное желание человека открыть в себе источник духа, Бога. Это похоже на богоискательство и богостроительство Льва Толстого.
Место, где находится искомая целостность, — это «духовное ядро», сущ-ность человека. Развитие отношений с этим внутренним источником есть необходимый аспект человеческого бытия. На протяжении истории челове-чества связь между божественным и человеческим осуществлялась с помо-щью различных духовных практик. Глубинная мотивация потребления алко-голя, следовательно, есть стремление соединиться с Богом. Само название спирт (spiritus) означает дух, божественную сущность.
Это очень красивая интерпретация: человек, не имея другого способа объе-диниться со своей духовной сущностью, со своим Небесным Отцом или Аб-солютом, пытается объединиться с алкоголем и его «силой». Надо признать-ся, нигде, кроме общества «Анонимные алкоголики», не используют такой интерпретации. За 30 лет практики психотерапии я беседовал не с одной сотней пьющих мужчин, и ни один из них никогда не дал даже намёка на то, что искал связи с Богом через выпивку.
Что же такое Целостность, которую ищут в алкогольной эйфории взрослые мужчины? Есть ли это определение Бога? Кристина Гроф и её последовате-ли, трансперсональные психологи, не рассуждают по поводу самих понятий и определений, а делают эффектные ссылки на свидетельства об экстремаль-ных, необычных, выходящих далеко за рамки индивидуального опыта пере-живаниях людей. Кристина Гроф приводит свидетельство родной бабушки. Старушка в молодости один раз, лёжа в траве, испытала ощущение мистиче-ского объединения со всем светом, со всем сущим («сущий» — одно из имен Бога). Ей было тогда 20 лет, и это переживание было прекрасным — не было ограничений, связанных с индивидуальностью, она была объединена со всем. Через 70 лет, перед смертью память об этом трансперсональном опыте, чувстве, что её духовная жизнь простирается гораздо дальше её личной жизни, позволили ей с благодарностью встретить кончину. Смерть, конечно, не то, что раздвигает границы индивидуально-личной жизни, а то, что полностью их разрушает! Человек «возвращается домой», как герой М. Булгакова из «Мастера и Маргариты», получив полную свободу!
Под знаком «Пси»
Из чего состоит жизнь человека? Из временных отрезков, из неких частей биографии. Каждая такая часть — это маленькая жизнь, это целая судьба («малая судьба»). В этой части весь человек находится или часть его? Конеч-но, весь. Человек меняется, в некоторые периоды радикально. Но он остается тем же человеком, или это другой человек? Естественно, тот же. Так вот, «личность» человека — это и есть смысловая целостность, интеграция, самотождественность человека при непрерывных изменениях. Меняться в соответствии с обстановкой, задачами, окружением и оставаться одновре-менно самим собой, быть тождественным себе — это и есть Целостность.
Действительно, если человеку не удаётся свести «концы с концами», то есть объединить смыслами разные поступки, разные переживания, то он пе-рестаёт узнавать себя, у него появляются самые страшные для человека пе-реживания того, что «не он» это всё делает, мыслит, чувствует, а кто-то «Другой» — «бес», «дьявол», чужая воля и пр. Поэтому механизм самоото-ждествления спасает личностное существование, спасает человека от самозабвения, от самопредательства, от автоматизации («роботизации», «зомбирования») психического опыта. Этот механизм обеспечивает связь времен и в личной истории, и в истории генерации (от кого произошел, что перенял и какое задание получил), и в истории коллектива.

 

Оригинальное название: Завьялов В.Ю. "Пьющий мужчина: что делать?"

Hosted by uCoz