Алкоголизм
Пьющий мужчина
У пьющих людей это приводит к следующей коварной или, лучше сказать, парадоксальной ситуации: человек пытается решить иерешаемую в прин-ципе задачу - получить от выпивки ожидаемые эффекты, эйфорию, ос-таваясь трезвым! Быть пьяным, не пьянея?! Как же разрешить такой пара-докс - быть пьяным, оставаясь трезвым? Парадокс (об этом подробней в 5-й главе) разрешается другим парадоксом, вернее, парадоксальным мышлением или диалектикой. Это парадоксальная, ни на чём не основанная вера пьюще-го в возможность установления полного контроля над потреблением алкого-ля. Практически к пьющему применимо определение веры Тертулиана: «Ве-рую, ибо абсурдно!» Совершенно абсурдно отождествление алкогольной эйфории с трезвостью, а трезвость — с ожиданиями «пришествия блага»; абсурдна разрешающая выпивку мысль: «Одна (доза алкоголя) — это не вы-пивка!» А что же это такое? Не выпивка, и всё тут. Вот «нажраться» - это выпивка, а одна (рюмка, стаканчик, «мерка») — это не выпивка. Даже если эти «одиночки» выстраиваются в ряд: первая доза — не выпивка: вторая — не выпивка и т. д. Каждая по отдельности — не выпивка! А вместе их не счи-тают, пока счёт не дойдёт до последней. Но последняя тонет в затуманенном сознании, так и не сосчитанная. И вообще, всякая выпивка — это «неокон-ченная пьеса» для настоящего мужчины. Кто может остановить пьющего? Один мой клиент, не желавший лечиться от алкоголизма по требованию же-ны, сказал сакраментальную фразу, которую можно выбить золотом и на могилах всех померших от пьянства, и на нагрудничках для приема спирт-ных напитков, и как «тату» на груди, животе, ногах пьющего; «Меня никто не остановит!!!»
Похоже, эта иллюзия полного контроля над потреблением алкоголя — «За-хочу и остановлюсь!» — равносильна другой великой иллюзии — иллюзии бессмертия. Ужас перед тем, что их сознание ожидает после смерти, застав-ляет людей верить в возможность потусторонней жизни, «жизни после смер-ти», создавать картины этой «иной жизни» в «мире ином». Мало кто понима-ет «иное» философски. В общепринятой трактовке «потусторонний мир» — это примерно то же, что и «этот мир», только лучше. Что-то похожее на «виртуальное» киберпространство, где тела имеют «цифровую оболочку», где вообще всё «оцифровано», где живёт не тело, а его цифровой код. Инте-ресно, кому легко на сердце от мысли, что номер его паспорта живёт своей цифровой, вечной жизнью, и это и есть личность, пережившая бренное тело?
Пьющий не может представить себя «умершим для греха», как советовал апостол Павел. «Как это я умру для выпивки?» «Нет, весь я не умру — душа в заветной лире мой прах переживёт и тленья избежит...». Душа остаётся в компаниях, на пирушках, в воспоминаниях, в «лире пьющего». Он сможет «выпивать умеренно», «как все», «культурно», «не вредя здоровью». Это и есть «иной мир» для пьющего. Прямо рай какой-то. Вот он умер как алкого-лик, но «не весь». Душа пребывает в «заветном мире», где нет опьяневших, но где все под эйфорией, украшены цветами, в белых одеяниях, а в руках лира (коньячная бутыль в форме лиры?). Нет конца алкогольной жизни. Алкоголик — бессмертен!
Формула вечности
Один остряк придумал формулу вечности; «иметь хроническую болезнь и лечить её». Вера в «окончательную и полную победу над зелёным змеем» делает проблему алкогольной зависимости вечной. Пьющий мужчина приго-ворён к вечным мукам Сизифа за своё неуважение к смерти! Сизиф катит свой огромный камень, который есть ему «крест», на высокую гору. Он наказан верой в то, что когда-нибудь он всё-таки вкатит камень на вершину горы и исполнит наказ богов. Он, бедный, думает, что он контролирует процесс наказания и будет освобожден от этой каторги. У него тоже иллюзия пере-мещения валуна! Он думает, что катание камней когда-то кончится!
А что он думал, когда запер её величество Смерть в Аиде? Он думал, на-верное, что смерть Смерти принесёт людям счастье? Если смерти нет, то жизнь бессмысленна, а культура, передача опыта, рождение новых людей и прочее — совершенно не нужны вечно живущим.
Оригинальное название: Завьялов В.Ю. "Пьющий мужчина: что делать?"