Пьющий мужчина

Такую аддикцию, которая доставляет человеку удовольствие, «кайф» и в то же время развивает его как личность, как индивидуальность, развивает окружение его, называют «позитивной аддикцией».
Термин «позитивная аддикция» ввёл в оборот известный американский пси-холог Вильям Глассер ещё в конце 60-х годов. Это соответствовало и его методу терапии, который в переводе на русский можно обозначить как «лечение реальной действительностью». Суть метода заключается в том, чтобы прекратить поступление в сознание человека «спасительных иллюзий», которыми человек самоотравляется, пережить горькое столкновение с реальностью, прежде всего, с реальностью собственной психической жизни, с реальностью своих потребностей. При этом происходит самопознание себя как автора своего же поведения и избавление от иллюзий внешнего контроля, то есть от социальной паранойи, ложной убеждённости в том, что собственной волей кто-то ещё управляет, кроме самого хозяина этой воли.
Человек, как бы мы не причитали по этому поводу, устроен так, что стремит-ся к удовольствию, к положительным состояниям. Он не хочет страдать, да-же зная, что страдания очищают его от скверны, что жизнь есть страдание. Мармеладов, как мы помним, хотел страдать, будучи пьяным, то есть полу-чив свою порцию удовольствия. Вот это и есть реальность человека земного, а не потустороннего — сначала удовольствие, а уж потом страдание: «Деньги утром, стулья вечером». Отменить это устройство человека не дано никому. Можно, конечно, заставить человека отказаться на более или менее продолжительное время от удовольствия, но устройство его эмоциональной жизни от этого не изменится.
Смирение гордыни и смена привязанности
Итак, смиренно признаем своё бессилие изменить устройство человека, доверимся замыслу Создателя — раз такого создал, значит, в этом какой-то смысл божественный есть. В дианализе это называется креационизмом, то есть философским доверием к уже созданному, философским сопротивлением гордыни ума, который пытливо ищет способы изменения природы человека.
Что получим в результате духовного и умственного смирения? Получим не проблему двойственности человека (хочу пью — хочу не пью), а творче-скую задачу заменить один объект привязанности на другой. Сам ум даёт нам подсказку для нахождения решения. Ум — это ведь устройство для операций с символами.
Мы мысленно «вертим в голове» не сами предметы, а их образы, их имена, то есть символы. Размышлять о большом красивом бриллианте, мысленно пово-рачивая его перед умственным взором разными гранями, и иметь реально «заброшенный в голову какой-то силой» бриллиант, который своими гранями рвет тонкую материю мозговых извилин, согласитесь, не одно и то же.
Символ, метафора, имя — это замена одного предмета, живущего вне сознания, то есть «вне меня», на предмет, живущий в сознании, «во мне». Люди, не зная даже о такой премудрости, пользуются этим. Они не могут не пользоваться символами, иначе не станут людьми. Остаётся осознать такое вот устройство ума, подчиниться закону, согласно которому тело живёт бла-годаря обмену веществ, а ум — благодаря обмену символами!
Позитивная аддикция — это «символическая наркомания», привязан-ность к объекту или деятельности, которые являются для данного человека очень ценными символами жизненности. Такой «символический обмен» дос-тавляет истинное удовольствие и не портит жизнь человеку.
Человек лезет на гору. Там на вершине ничего нет для хорошей жизни. Там человек вообще жить не может. Зачем он туда лезет? Он совершает труд-ный подъём для того, чтобы наполниться смысловой энергией. Горы — вели-кий символ силы духа человека, символ духовной высоты и покорения себя самого, символ чистоты и божественной непрактичности.

 

Оригинальное название: Завьялов В.Ю. "Пьющий мужчина: что делать?"

Hosted by uCoz