Алкоголизм
Пьющий мужчина
Вот научные доказательства, полученные в экспериментах на крысах, которые служили, служат и ещё долго будут служить так называемой «биологической моделью алкоголизма» (К).В. Буров, 1984, 1985). Эксперимент состоял из двух фаз. В первой крыс тестировали «на волю к победе»: их клали на маленькую площадку, где они едва умещались, а площадка находилась на поверхности бассейна. Избежать неприятного плавания они не могли, но и бросаться в воду не спешили. Так вот, измерялось время лежания в «позе иммобилизации» (депрессивно-подобное состояние, вроде «шока»). Среди крыс обозначилось два класса особей — высокоактивные, которые не залёживались на площадке, и низкоактивные — эти долго лежали, не решаясь преодолеть водное препятствие.
Во второй фазе всем дали водки по полграмма на 1 кг веса и произошло не-ожиданное. Низкоактивные, выпив, стали меньше лежать «в шоке» на пло-щадке, а высокоактивные, наоборот дольше! Более того, алкоголь уменьшал стресс у тех крыс, ко торые не добивались успеха в борьбе за жизненно важ-ные цели Короче, алкоголь выравнивал шансы в борьбе за высокое место в иерархии: слабых усиливал, сильных ослаблял! Нельзя, конечно, переносить выводы, полученные в экспериментах на животных, в мир людей. Но при-смотримся к поведению людей. Правда, похоже?
Великий Инквизитор
Меня часто поражало насколько иногда меняется психология пьющего мужчины в период «добровольного трезвенничества». По многим признакам они хотят выпивать, не оставили надежду на приобретение полного контроля над потреблением алкоголя, но «держатся» изо всех сил и стараются виду не подать о непреодоленном влечении к спиртным напиткам В трезвующих мужчинах словно просыпается дремавшая какая-то очень суровая сила, которую вполне можно сравнить с образом Великого Инквизитора из романа Достоевского «Братья Карамазовы».
Один мой клиент, посещавший психотерапевтическую группу, на первых же занятиях заявлял, что хотел бы себя «заточить в тюрьму», чтобы не повадно было напиваться Это не было «метафорой», вроде как «внутренняя ментовка», описанная Пелевиным в повести «Чапаев и пустота». Это не было преувеличением в повествовании — «прилганием». Это было выстра-данное желание, которое, слава Богу, не могло быть осуществлено — чело-век был хороший, не крал, не буянил.
Потом я видел много фанатично настроенных «трезвятников». большинство из которых в прошлом крепко пили, а к 1983—84 годам встали под знамена общества трезвости (потом — «Памяти», далее — «Русский союз» и пр.). Почти все эти высокоактивные деятели были «разбужены сухим сезоном». Во всех проснулся Великий Инквизитор. Все они хотели казнить любого, кто не то чтобы защищал, например «культурное питие», а только намекал на это. Жажда власти провоцировалась вынужденной трезвостью.
Искушение властью
Самым сильным, третьим искушением Христа, как известно, было искуше-ние властью: «Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их... если Ты поклонишься мне, то всё будет Твоё...» (Лук. 4:7). Так предлагает Дьявол сделку Христу. Контракт, по которому личная свобода продаётся за власть над другими. «Продать душу дьяволу» означает, что владеть душой будет другой владелец, а обладание миром будет незаконным (коррупция). И этот библейский сюжет используется в рекламе пива: «Это моя рука (волосатая рука Сатаны). Это её рука (нежная ручка любительницы пива)». И бедный Фауст становится дилером пива. Он уже не знания получает за проданную душу, а бутылку пива, как скатившийся на дно алкоголик. В рекламном мире спиваются даже идеальные, живущие только в сфере идеальной, герои!
Что же означает абсолютная власть? Куда может завести наш ум желание владеть абсолютно всем, над всем иметь властный контроль?
Во-первых, как это интерпретируется в богословской литературе, абсолют-ная власть, полученная от Сатаны, есть «Сила Зла», которую ум человече-ский искушается применять для Блага — совершенствовать природу челове-ка («клонировать людей», создавать «сверхчеловека»), совершенствовать флору и фауну («не ждать милости от природы», а взять от неё самое лучшее — Мичуринское), совершенствовать общество («социализм с человеческим лицом», «капитализм с гуманистическими язвами»).
Оригинальное название: Завьялов В.Ю. "Пьющий мужчина: что делать?"