Алкоголизм
Пьющий мужчина
Что это такое? В сущности - банальная вещь, о которой, к сожалению, очень многие люди просто не хотят думать. Всякое поведение, даже поведение абсолютно сумасшедшего человека, идёт по некому плану, который либо осознаётся как план поведения, либо не осознаётся. Если он не осознаётся вообще, то такое поведение является полностью безответственным, т. е. человек, если резуль-таты такого поведения его не устраивают, открещивается от авторства и ссылается на некие причины, «заставившие» его это делать.
Мысль человеческая изобретательна, и к настоящему времени придума-но чудовищное количество оправданий для нежелательного поведения, на-чиная с происков «демонов», «бесов» и «чертей» и заканчивая «бессозна-тельными импульсами», болезненными образами воображения, «чужими биополями» или влиянием далёких галактик и созвездий звёзд.
Если план осознаётся, то такое поведение можно назвать ответственным. Но всегда ли оно эффективно? И что считать эффективностью?
Эффективным поведением принято считать такое поведение, кото-рое наилучшим образом реализует так называемые актуальные потреб-ности человека. В психологической литературе распространены самые раз-ные списки базовых потребностей человека. Самый короткий список пред-ложил в свое время Вильям Глассер: 1) потребность выжить; 2) потребность принадлежать — т. е. причислить себя к тому, что любишь, «отдать» себя (родине, человеку, делу, партии и пр.); 3) потребность в силе и влиянии; 4) потребность в свободе; 5) потребность в радости и развлечении.
Первая потребность обеспечивается надёжной работой древнего мозга — «палеокортекса», — где сосредоточены волевые автоматизмы борьбы за соб-ственную жизнь: инстинкт самосохранения, сексуальный инстинкт как про-дление рода («гормональный секс»), пищевой инстинкт («основной»!), ин-стинкт гигиены, или то, что называют «здоровый образ жизни» (сон, релак-сация, отдых, эргономика и экономия сил). Остальные четыре потребности связаны с работой нового мозга — «неокортекса» — и содержат в основном культурно обусловленные образцы поведения и индивидуальные «програм-мы» существования человека как личности, а не как биологического сущест-ва.
Если какая-то потребность из списка Глассера очень сильна и не удовле-творена, то она может успешно конкурировать с потребностью выживания и даже превышать её. Например, потребность в силе может реализоваться в акте самоубийства. Все знают (из прессы, разумеется), что самоубийца «не выносит» чего-то, не может «так жить», как его заставляют жить обстоятель-ства, что он как бы «слаб», чтобы разумно устроить свою жизнь, поэтому и пытается уйти из жизни. Но мало кто усматривает в этом акте проявление гордыни и абсолютной власти над самим собой — над человеком! Само-убийца убивает ведь человека, не комара. И чем более важен он как человек в собственных глазах, тем большую силу необходимо применить для самоустранения, т. е. самое «сладостное» самоубийство происходит тогда, когда человек не раздавлен как личность, а наоборот, вознесён чем-то, но в то же самое время несправедливо «опущен». Чувство справедливости и восстанавливается такой возможностью проявить силу к себе самому. Власть над жизнью человека есть власть абсолютная!
Формула уравнения самоубийства: Абсолютная неспособность влиять на окружение = Абсолютной власти над собой, проявляемой в акте самоубийст-ва. Если человек вдруг найдет другой способ проявить силу и власть, то этот новый план отодвинет попытку убить себя. Это положение иллюстрируется случаем с солдатом Швейком.
Когда Швейк попал в тюрьму, его поместили в камеру с одним нервным гос-подином, который хотел повеситься. Швейк посочувствовал этому госпо-дину и посоветовал ему повеситься на своём, более крепком ремне.
Оригинальное название: Завьялов В.Ю. "Пьющий мужчина: что делать?"