Пьющий мужчина


Парадокс пьянства состоит в том, что пьющий пытается с помощью опь-янения интегрировать свой психический опыт, остановить диссоциацию, то есть разделение опыта на «хорошо» и «плохо», «моё» — «не моё», «пра-вильно» — «неправильно». И это удаётся на очень короткое время — пока длится алкогольная эйфория. Но затем диссоциация усиливается. Более того, опьянение и выход из него как раз и формируют искусственную диссоциацию сознания. Пьющий мужчина многократно обманывается: хочет целостности, а получает раздробленность; хочет интегрироваться, а вместо этого дезинтегрируется: хочет мира, а получает войну. Злоупотребление алкого-лем, пьянство, алкогольная зависимость, алкоголизм — всё это сплошные парадоксы, поэтому так трудно понять пьющего мужчину и так трудно помочь ему!
Эрик Эриксон определил последнюю глобальную задачу человека как «ин-теграцию» жизненного опыта. Если человек всё в своей жизни (воспомина-ниях) свяжет единым смыслом, то он будет мудрым и оптимистичным. А если нет, если его воспоминания будут терзать его незавершенностью, смысловой несуразностью, нестыковками, то он получит в конце жизни отчаяние и букет связанных с этим проблем. Похоже, что эту задачу человек выполняет не к концу жизни, а всю сознательную жизнь. Интересно, что знак «пси» — Ч* (знак психики у психологов) — очень хорошо выражает жизнь пьющего: первая половина знака — «пьянство», опускание «на дно»; вторая половина —духовное возрождение, выздоровление, «подъём». Разделительная черта — осознание того, что происходит, осознанный выбор «оттолкнуться от дна» и идти вверх. Сознание делит жизнь на две половины, но они обе есть одно целое, одна жизнь. Осознание, как и разделительная черточка в знаке, может делить жизнь на любые отрезки, в любых плоскостях и пропорциях, но от этого целостность жизни, её текучесть и последовательность не изменятся.
Вот мы и пришли к точной формулировке «жажды целостности». Человеку очень сложно бывает перенастраивать своё сознание так, чтобы схватывать целостность собственного существования, чтобы разделение на части не устраняло схватывание всего целого. Как в знаке «пси» вертикальная черта, которая может смещаться влево и вправо, вращаться, не устранима в принципе и будет в любом своем положении делить «линию жизни», так и сознание человеческое — пока оно есть, оно обязательно что-то разделяет, и эти разделенные «куски» опыта сравниваются между собой. Если оно не будет этого делать, то оно не будет сознанием. А кто такой человек без сознания? Это и не человек вовсе. Получается вот что: первородный грех — это и есть приобретение сознания, которое всё разделяет на «добро» и «зло». Пьющий мужчина борется с собственным сознанием, пытается таким легким и доступным способом преодолеть «первородный грех», освободиться от разделения на неравные половины собственного психического опыта. В этом и состоит мистика опьянения. В этом — корень религии пьющего.
Итак, выпивка — это форма религиозного опыта трансформации сознания. Но как назвать такую религию? Инфантильной? Незрелой? Языческой? Это, скорее, религия без Бога! Вернее, есть место для Бога, но Бога нет. Кто же занимает почетное место Создателя? Собственная психика, сознание в целом и занимает сие почетное место. На этого «Бога» и «молятся» пьющие мужчи-ны, для этого «Бога» приносят жертвоприношения, этому «Богу» не изменяют никогда, даже после устрашающей «кодировки» или попытки обратить их в другую веру. Тайное имя этого «Бога» — «пси» («пси-фактор», «псих») «пси-хи-ка» и другие имена).
Метафизика опьянения
Нельзя отвертеться от факта вынужденного, осознанного и ответственного бытия реального человека. Это именно реальное и действительное состояние человека — быть в сознании, то есть пребывать в состоянии знания того, что ты на самом деле знаешь (и не знаешь) о себе и о внешней действительности.

 

Оригинальное название: Завьялов В.Ю. "Пьющий мужчина: что делать?"

Hosted by uCoz