Пьющий мужчина

На радостях «отмечает по маленькой в последний раз» и теряет всё. Таким образом, мало получить свой капитал, нужно его и удержать, т. е. требуется самообладание.
7.3. Самоуправление
Самопознание
Управлять можно только тем объектом, о котором знаешь всё, что необ-ходимо для эффективного управления. Большинство пьющих мужчин владе-ют навыками автовождения и даже авторемонта. Никому из них и в голову не приходит пытаться успешно управлять автомобилем, не зная органов управ-ления, принципов работы автомобиля и правил дорожного движения. К. себе самому эту трезвую мысль о связи знания с управлением (старое название — ведение, знающий и умеющий управлять — ведун) почему-то не применяют. Многие гораздо легче соглашаются на примитивное «кодирование», которое отнюдь не прибавляет знаний о себе, а иногда, наоборот, затуманивает и то, что было доподлинно известно. Погрузиться же в познание себя самого ре-шаются немногие.
В психотерапии алкоголизма существует правило, согласно которому пью-щего не анализируют до тех пор, пока он не изменит своего саморазруши-тельного поведения. Слишком рано начатый анализ личности провоцирует тревогу, которую пьющий «купирует» известным путём — возобновлением пьянства. И всё же без честного анализа реального положения дел в жизни никак не обойтись. Это ещё не анализ личности. Это только «увертюра» — рассказ о себе самом.
Саморазоблачение
В рассказе А.П. Чехова «Разговор человека с собакой» показана исповедь пьяного перед собакой: «Была лунная, морозная ночь. Алексей Иваныч Романсов сбил с рукава зелёного чёртика, отворил осторожно калитку и вошёл во двор». Он рассуждает о том, что человек — пепел, и жизнь его — прах. Собака на это заявление рычит и кусает его. Романсов же вдох-новенно разоблачает себя: «Я — тунеядец, взяточник, лицемер! Я — гад!» Собака выслушивает признание о растрате общественных денег, о подсиживании какого-то Сургучёва и рвет зубами всё, что подставляет пьяный: «Рви мордализацию! Не жалко... Рви и шубу. Всё одно взятка... Продал ближнего и купил на вырученные деньги шубу...» Проснувшись на другой день, Романсов с удивлением разгля-дывал своё забинтованное те-ло, заплаканную жену и озабоченного доктора.
В режиме трезвости и реформации следует делать то же самое, только без выпивки и не перед мордой кусучей собаки, а «перед лицом» человека. Тут два момента очень важны:
1) преодолеть в себе стыд и смущение и рассказать о себе действитель-ные факты;
2) выбрать значимое, уважаемое «лицо», которое выслушает исповедь правильно, без глупых комментариев, «без покусов», «без морали», а очень просто и по-человечески.
В программе «12 шагов» саморазоблачение является одним из основных дей-ственных методов реформации жизни. В бесконечных разговорах в группах «АА» жизнь пьющего словно «на ладонях» разворачивается перед ним самим же. Приобретаемое в таких беседах ясное видение жизни неминуемо ведёт и к принятию соответствующих решений.
Вначале будет слово
Идея, выраженная К. Марксом в 14-м тезисе о Фейербахе, живёт и поны-не: «Надо не объяснять мир, а менять его» — философия активизма. В стране, в которой до всякого разумного понимания действительности пытались её изменить, нельзя пользоваться лозунгом: «Хватит болтать, пора действо-вать». Как раз наоборот, необходимо остановить необдуманные действия и начать думать, говорить, беседовать, оперировать мыслями, т. е. действовать в уме.
Реформистский лозунг для бросившего пить: «Хватит пить (действовать), пора серьёзно поговорить о проблеме (осмыслить её)». Итак, пьющий муж-чина вопреки «оглоблям менталитета, повёрнутым в сторону активизма» ос-танавливается и начинает осмысливать и «объяснять мир». Назад, к Фейер-баху, подальше от Маркса, не менять мир, а получше его понять.

 

Оригинальное название: Завьялов В.Ю. "Пьющий мужчина: что делать?"

Hosted by uCoz