Алкоголизм
Пьющий мужчина
Алкоголизм и трудоголизм — близнецы-братья. Они часто сменяют друг друга: после алко-голизма - трудоголизм, после трудоголизма — алкоголизм. А бывает и так: у родителя трудоголизм, а у чада — алкоголизм, и наоборот: у родителя алко-голизм, а у сына-предпринимателя — трудоголизм. Психологические корни одни: бегство от себя самого в отвлекающую деятельность, саморазрушение себя чем-нибудь, неважно - алкоголем или трудом. И алкоголь, и труд могут одинаково опьянять, одинаково отравлять, одинаково портить се-мейные отношения и приводить личность к регрессу. Часто у мужчин имеются оба порока, как в шампуне «два в одном». Тогда «сухой» период — это время трудоголизма, а «мокрый» период — время алкоголизма: запой работой сменяется запоем обыкновенным. Рано радуются те, кто восхищает-ся потрясающей работоспособностью бросившего пить мужчины. Он не из-менился. Он продолжает себя уничтожать. Ещё неизвестно, что быстрее ве-дёт к могиле — большие дозы алкоголя или перегрузки в работе.
Признаки трудоголизма схожи с симптомами алкоголизма. Во-первых, ра-бота превращается в сверхценность, ради неё трудоголик жертвует почти всем. Во-вторых, «дозы» труда становятся огромными. Человек может нахо-диться «на работе» сутками, и его не тошнит, он не рвется побыстрее домой, в семью или в одиночное пребывание. В-третьих, только работа начинает приносить удовольствие и смысл жизни, и наоборот, отсутствие работы дос-тавляет хандру, плохое психофизическое состояние, схожее с абстиненцией при алкоголизме, когда человек «наутро болеет», а «выздоравливает» от кружки пива. Трудоголик «выздоравливает» от первой же производственной трудности.
Работа как рабство
Почему Иисус Христос учит своих учеников не заботиться о хлебе насущ-ном, а верить, что Господь Бог даст всё для счастливой жизни? Почему сове-тует-брать пример с птичек небесных? Наверное, потому что всякая забота о хлебе насущном, то есть «работа», есть та или иная форма рабства. Недаром и работа, и рабство имеют один корень — раб. Мы со школьных лет знаем об «официальной» форме рабства. Это то, что было при рабовладельческом строе. Это, конечно, максимальная, доведённая до своих крайних пределов эксплуатация человека человеком. Но побеждено или отменено ли рабство вообще?
Рабство — это зависимость человека от другого человека, от условий жиз-ни, от того, что поддерживает его существование. «Раба любви» — это не только метафора (переносный смысл), но и буквальная привязанность к оп-ределённому стилю жизни — рабская потребность в бесконечных признани-ях в любви, в потоках любви. Сейчас такую привязанность именуют «любов-ной наркоманией», «любовной аддикцией». Человек без любви задыхается, «не живёт», поэтому легко гибнет. А зачем жить без любви? А зачем жить без алкоголя? Без радости?! А зачем жить без любимой работы? Если я не привязан ни к чему, если у меня нет определённой профессии, нет дела, нет рабочего места, то кто я такой? Я — никто. Я могу жить, мне хватит еды, тепла, свободы развиваться, но я — никто. А если я никто, то как я себя вы-делю из окружения? Мне что, придется раствориться в массе? Я стану ча-стью чего-то, но не себя?
Страх оказаться без работы, без самоопределения — это типичный, глубинный страх человека, живущего в рыночной экономике. Страх ни-щеты выталкивает людей, как считают экономисты, из своих нор и заставля-ет человека быть активным участником рынка — бесконечного обмена всего на всё, бесконечного удовлетворения бесконечно развивающихся потребно-стей.
«Кто был никем, тот станет...» кем захочет сам или кем его захотят «стать» другие. «Быть никем» очень страшно для человека. Идентификация — ле-карство от страха «быть никем». Кем-то надо становиться. Лучше стать тем, кого уважают в обществе, с кем считаются.
Оригинальное название: Завьялов В.Ю. "Пьющий мужчина: что делать?"