Пьющий мужчина

Вместо естественных предметов, удовлетворяющих по-требности, культура предлагает искусственные: природа дублируется куль-турой. Мир культурных предметов содержится в естественном мире, как меньшая матрёшка в большей.
Символ, имя — есть заменитель предмета. В сознании человека поме-щаются не сами предметы, конечно, а их имена, и живут эти имена своей собственной символической жизнью. Получается, что детская пустышка не есть обман ребенка, замена настоящей материнской груди резиновым «со-ском» (сосок-соска), а есть способ привлечь человека в мир символов, имён, способ сделать из него человека, существо символическое, Homo simbolico. Если убрать символ, имя, то разумная жизнь прекратится, исчезнет сознание, исчезнет человек.
Проблема пьющего мужчины простирается до самых границ человече-ского в человеке! Алкоголь вовсе не «великий обманщик», как принято вы-ражаться в соответствующей литературе. Алкоголь — один из символов культуры, который способен заменить собой предмет любой человече-ской потребности. Как культурный предмет алкоголь содержит в себе смысл «универсального заменителя». Поэтому прекращение потребления алкоголя приводит к тому, что пьющий не получает привычного заме-нителя предметов потребностей. У него развивается неудовлетворённость жизнью в целом, по многим пунктам (системная фрустрация).
Замена «заменителю»
Знаменитый невропатолог и психиатр В.М. Бехтерев говорил: «Мало оторвать пьющего от алкоголя, надо ещё дать ему что-то взамен». Если уж очень сильно упрощать: вместо одной соски — другую соску! Вместо одной «радости» дать другую «радость». Счастье - иметь такую радость, и горе — иметь такое счастье. А что будет с пьющим, если взять и ничего не дать вза-мен? Одно из двух: либо будет продолжаться похмелье — ожидание («горе»), либо алкоголь будет заменен на другой культурный предмет.
В медицине XVII—XIX веков доктора предписывали морфий пьющим, чтобы те легче пережили «разлуку с любимым напитком». Любителям же опиума рекомендовали пить вино, дабы те не мучались от дефицита «люби-мого зелья». На медицинском жаргоне эта тактика называется «одной болез-нью вышибать другую».
Чем же заменить алкогольное потребление так, чтобы не было замены одной зависимости на другую, то есть «шила на мыло»? Так заменить, чтобы закон-чилась «работа горя» и прекратилось «сухое пьянство». Так заменить, чтобы человек не выходил из культурного пространства символов и не чувствовал себя «инвалидом» или «обкраденным». Замена «заменителя» — дело серьёз-ное.
Заменитель первого типа
В психологии личности замещение или замена чего-то одного на другое называется субституцией. Субституция — это замена одного психологиче-ского переживания на другое, одного мотива деятельности на другой («поеду в Москву за песнями» на «поеду в деревню «Болдино», посочиняю попсу»). В нашем случае это замена спиртных напитков на что-то другое, может быть тоже нечто «материальное», но не спирт, на другую субстанцию, другой про-дукт, способный менять сознание и поведение.
Человечество постоянно изобретает заменители алкоголя. Это и «безалко-гольный алкоголь», т. е. безалкогольное пиво, о котором шутники говорят, что это первый шаг к резиновой женщине. Это и целый мир «газировки», начиная со старорежимной «Сельтерской» и заканчивая «Спрайтом». Успех таких напитков, как «Кока-Кола» и «Пепси-Кола», напрямую связан с тем, что их создавали по «образу и подобию» старого доброго вина. «Кока-Кола» — тёмная, как вино или пиво «Портер», жидкость, пенится, как игристое вино или как пиво, сладко-терпкая, слегка бодрит, как малые дозы алкоголя. В отличие от вина «Кока-Кола» и её близнец «Пепси-Кола» не имеют никакой питательной ценности. Так себе, сахарная вода. Это в чистом виде дешёвый, технологичный эрзац вина.

 

Оригинальное название: Завьялов В.Ю. "Пьющий мужчина: что делать?"

Hosted by uCoz