Пьющий мужчина

Он поставлен во главу угла. Как это по-нимать?
Во-первых, они уважительно относятся к этому «камню», к силе зависи-мости, к силе притяжения алкоголя; не принижают предмет бывшей привя-занности, но и не спотыкаются о него на каждом шагу.
Во-вторых, не прячут этот «камень» где-нибудь на «свалке истории» собст-венной жизни, не раскрашивают его весёленькими красками, а выставляют так, чтобы видно было, обо что можно споткнуться.
В-третьих, делают из этого бесполезного камня полезный символ об-новления собственной жизни. Некоторые (западные пока) продвинутые «вос-становленные» или «исцелённые» (recovered) алкоголики научаются благо-дарить судьбу и Бога за собственный алкоголизм! Почему? Да потому, что без этой титанической борьбы с зависимостью они не узнали бы себя как личность, не научились бы любить жизнь как самую высшую ценность.
Говоря образно, они превратили «камень привязанности» в мемориал Силы Духа свободного человека, в «камень преткновения», о который, в хорошем смысле, спотыкается сознание, который не даёт забыть об этой силе духа. Лучше иметь такой мемориальный «камень», чем камень непреодоленной зависимости на своей шее.
Негативное подкрепление
Лучшая профилактика рецидива — это опыт отказа от «запланированной выпивки». Никогда не бывает «чисто машинального» потребительского поведения. Всегда есть предварительный план и предвкушение выпивки. Иной раз предвкушение сильнее, чем реальный контакт со спиртным. Это повторяющееся предвкушение, то есть фантазирование о том, какое благо даёт выпивка, является мощным положительным подкреплением привязанности. На смену этому типу подкрепления приходит другой — негативное подкрепление. Что это значит? Размышления о негативных последствиях какого-либо действия предотвращают это действие, то есть негативно «подкрепляют» это действие.
Львиная доля воспитания человека и базируется на этом. Родители отго-раживают ребёнка от опасных для него предметов, рассказывая о неприят-ных последствиях такого контакта. Ребёнок вынужден верить родительским словам, поэтому сам не проверяет реальные последствия. С одной стороны, он, конечно, обедняет свой опыт, но с другой — остаётся целым и невреди-мым за счёт выработки страха контакта с опасными объектами. Можно даже немного утрировать этот тезис: воспитание — это обучение бояться многих вещей и избегать их.
Размышление о том, какой вред собственной жизни приносит алкоголь, подкрепляет избегание выпивки. Чем большее число раз человек повторяет реальное избегание встречи с алкоголем, тем больше у него шансов предот-вратить наступление рецидива. Вот обычный пример. Человек на спор съеда-ет большой торт с кремом. Последние куски ест с отвращением — надо! Вы-игрывает спор, но приобретает устойчивое отвращение к тортам на много лет или на всю жизнь. Это получается естественно и спонтанно. Как? После выигранного пари он не может смотреть на торты. Он вспоминает, как плохо ему было, и отказывается есть этот продукт. То же самое может произойти и с алкоголем, хотя перебить позитивное подкрепление — выпил, и стало хо-рошо — очень непросто, поскольку оно повторялось тысячи раз. Необходи-мо, чтобы и отказов выпить (в мыслях, прежде всего) тоже было много — тысячи и тысячи раз. Иногда даже сотни раз бывает достаточно, чтобы пре-дотвратить рецидив.
Один мой знакомый художник не пьёт уже более 30 лет. Ему сейчас 76 лет, а в 46 лет он уже был запойным пьяницей. От него ушла жена. Он стал терять квалификацию и здоровье. Одним из методов, который помог ему предотвращать рецидив алкоголизма, был следующий. Он представлял бутылку водки с чёрной этикеткой — череп и скрещенные кости: «Яд!» Этот образ он усиливал воспоминаниями об отравлениях, которые он пережил, и другими неприятными картинками.

 

Оригинальное название: Завьялов В.Ю. "Пьющий мужчина: что делать?"

Hosted by uCoz