Пьющий мужчина

Самую крупную индульгенцию — «полное проще-ние» — получают ценой смерти, как Мармеладов.
Чем же различаются между собой истинное прощение, ис-тинная милость, дарующая пьющему шанс преобразиться, на-чать новую жизнь, и покупная, «дешёвая» индульгенция, даю-щая пьющему время оттянуть надвигающийся крах, банкрот-ство? Истинное прощение необходимо заслужить ценой полного возврата кредита, того доверия, которое пьющему дали окружающие, ценой служения обманутым людям!
4.5. Банкротство
Утрата доверия
Как есть лжесвидетельствование, так есть и лжедоверие. Окружающие пьющего не верят ни одному обещанию, ни од-ному плану выпивающего, но очень долго делают вид, что ве-рят. Пресловутый «кредит доверия» в таких случаях считается исчерпанным, то есть люди не верят своей собственной вере. Типичная фраза жены пьющего мужчины: «Ну хорошо. Поверю тебе в последний раз». Можно ли вообще верить в какой-то по счёту раз или в «последний»? Это, конечно, не вера, не доверие, а одна из форм ультиматума, угроза наказанием.
Когда человек обманывает другого, в нём где-то глубоко сидит наблюдатель этой сцены и, как суфлер, которого никто не слушает, подсказывает: «Не верь!» Пьющий, обманывая в очередной раз кого-нибудь из своего окружения, не хочет, что-бы ему верили, но охотно принимает знаки лжедоверия. Потом упрекает: «Зачем вы мне верите? Я же всё вру про то, что с по-недельника брошу пить». И этот же человек ждёт лжепрощения, лжедоверия, лжепонимания. Духовное банкротство пьющего начинается с невинной лжи и заканчивается тотальной ложью, когда верить нельзя даже себе.
Растрата
Как и финансовое банкротство, при котором возникает не-платежеспособность, отсутствие средств на обслуживание дол-гов, так и при духовном банкротстве, к которому рано или поздно приходят тяжело пьющие, возникает «дефицит духа», неспособность отдавать людям некие духовные ценности: лю-бовь, уважение, веру, доверие и прочее. Финальное переживание пьющего — тотальное душевное опустошение, растрата чувств. Классический пример из старых учебников психиатрии: хронический алкоголик, чтобы опохмелиться, продаёт последнее куриное яйцо, которое предназначалось его голодным детям. У «деграданта» нет ни капли сочувствия к детям, ни жертвенной любви к себе, которая защищает честь и достоинство человека.
Для самого пьющего растрата означает опустошение идей-ное. Нет перспектив, нет осмысленного плана жизни, ум со-средоточен только на поисках алкоголя или его заменителей — суррогатов алкоголя. В общественном мнении этот духовный крах воспринимается как «тупость алкоголиков», «деградация», слабоумие («пропил мозги»). В действительности это всё же именно растрата. Это может быть временное состояние «краха», состояние «кризиса». Кризис заканчивается «выздоровлени-ем» или «гибелью».
Непрощённый
Моральный крах пьющего заключается в том, что его никто просто так прощать не собирается. Ему постоянно напоминают о тех обязательствах, которые он взял, но не выполняет, об уроне, который он нанёс и не собирается компенсировать, и вообще о том, что он гадкий, пропащий человек. Да, акции пьющего постоянно падают, обесцениваются, в их былую стоимость уже никто не верит.
Федя-автослесарь, 42 года, последние лет десять пьёт запой-но, «кодировался» раз восемь, «раскодировался» раз пять. Его пьянство долго терпели дома и на работе. «Акции» его «золотыхрук» были очень высоки, поскольку кузова латать, как Федя, мало кто умел. Сначала не выдержала жена, ушла и от «золотых рук», и от того дохода, который эти руки приносили и которого оставалось все меньше из-за растущих алкогольных расходов. Потом и друзья по работе стали часто «махать рукой» на беспробудное пьянство Феди. До настоящего краха он мог пить неделю, но уже потом вкалывал за троих.

 

Оригинальное название: Завьялов В.Ю. "Пьющий мужчина: что делать?"

Hosted by uCoz