Пьющий мужчина

Повторял он такой тип избегания несколько месяцев, то есть сотни раз.
В свое время академик Углов, духовный наставник трезвеннического движения в СССР в начале 80-х годов, придумал впечатляющий образ для негативного подкрепления: склеивание красных кровяных шариков под дей-ствием алкоголя. Этот зримый образ реакции аглютинации эритроцитов (что бывает при вливании несовместимой по группе крови) захватил умы многих мужчин, сделав их фанатами трезвости. До сих пор помню горящие глаза одного из них, когда он доказывал мне после моей лекции о мотивации по-требления алкоголя факт «склеивания шариков».
Игра ума
Вернёмся к образу художника. Художник довольно удачно применил свои профессиональные навыки визуализации, зрительного представления предмета. Что делать, если такого навыка («видеть» под заказ) нет? Есть дру-гая универсальная стратегия — «игра ума». Ум, получив правильное задание, способен создавать любые комбинации событий, любые связки — логические и алогические, случайные и закономерные, любые сюжеты, любые «картинки». Эта работа ума вполне может ослабить узлы привязанности к алкоголю и предотвратить рецидив.
Вот маленький эпизод реальной работы с одним клиентом, которого сильно соблазняли собственные размышления о радостной встрече с пи-вом. Предвкушение того, как он будет сидеть за столиком и тянуть из большого стакана янтарную, пенистую жидкость, опьяняло его и грозило сорвать все планы начать новую, трезвую жизнь, которую он с большим трудом и болью в сердце создавал и реализовывал несколько месяцев.
На одном из сеансов дианализа он, наконец, позволил своему уму про-сто играть с образом пива, а не стереотипно гнать одни и те же кар-тинки «пивного рая на земле». Сначала он представил наполненный ста-кан пива, отделив его от остальной умильной картинки «рая» — столика с рыбкой и друзьями. Затем мысленно приблизил к себе пену (киношный «блоап» — приближение камеры к предмету). Он увидел пузырьки пены, увеличенные от близкого разглядывания. Потом он выделил из множества пузырьков один и стал его разглядывать. Потом мысленно вошел в этот пузырек, и пузырек принял его в себя, стал огромным. Далее пузырь разду-вался, расширялся и вскоре достиг размеров небесного свода: появилась «суша», то есть «твердь», населенная живой природой и людьми. Пузы-рёк превратился в целый мир! Он уже не принадлежал к предмету «пиво».
Произошло расширение смысла, «взрыв смысла» —резкое расширение созна-ния. В считанные секунды (а ум работает очень быстро) произошло обесце-нивание объекта «пиво» («девальвация») и повышение цены объекта «мир». Остался «мир», и исчезло «пиво». Исчезло «пиво» как соблазняющая картин-ка «рая», исчезло и желание пить. Исчезло желание пить, исчезло планиро-вание выпивки, то есть размышления о том, как именно организовать «сто-лик с рыбкой и пивом». Ум заработал на тему «сотворение мира» — стал воссоздавать окружающий мир как бы заново, именовать его и испытывать радость от того, что «всё очень хорошо создано». Ум «засмотрелся» на мир, появилось желание изучать этот мир, исследовать его, найти в нем предметы, соответствующие настроению и базовым потребностям. Возник поиск, стало формироваться поисковое поведение. Возникло поисковое поведение — произошел «выход из тупика». Человек вышел из тупика... А далее — просто жизнь!
Борение духа
Юнг в своем знаменитом письме Биллу Уилсону писал: «Алкоголь — по латыни spiritus. Слово, которое мы используем для самого губительного яда, мы используем и для обозначения самого возвышенного религиозного пере-живания». Стало быть, здесь справедлива формула «spiritus contra spiritum»: Дух божественного («спирит») излечивает от разрушительного действия алкоголя или «спиртного».

 

Оригинальное название: Завьялов В.Ю. "Пьющий мужчина: что делать?"

Hosted by uCoz