Пьющий мужчина

Это тождество. «Моя судьба, — говорил Михаил, — часть об-щей судьбы всех моих предков, живших до меня, и потомков, которые будут жить после меня. Мне лучше подчиниться этому коллективному опыту и быть в этом «русле». Но путь может не соответствовать в точности руслу; русло всегда больше пути воды; оно бывает и шире, и с ответвления-ми — протоками и старыми, древними участками».
Индивидуальный путь жизни может сильно отклоняться от русла, по-этому русло и путь - не одно и то же. Это различие. Теперь осталось найти синтез. Михаил осознает себя и целой самостоятельной личностью, и ча-стью своей системы рода. Он не раб этой системы и не тяготится тем, как сложился совокупный опыт — «русло»; он не подчиняется, а легко и спокойно принимает этот опыт. Люди, которых он и не знает, но уважает и любит, «приготовили путь и сделали прямыми стези ему». Он, конечно, не слышал «глас вопиющего в пустыне» о выпрямлении стезей своих. Но часы размышлений о том, что ему делать в жизни, будучи постоянно трезвым и мыслящим существом, сделали то же, что и библейский «глас вопиющего».
Осознание того кошмара, который он сам с собой сотворил, заставило вы-прямить стези собственной жизни, угомонить страсти и вернуться в русло. Он, кажется, нашел свое «русло». В пределах того русла можно вполне проявить себя как уникальную, индивидуальную личность, делать выбор и отвечать за него, жить со смиренным сердцем. Это и есть «путь в законном русле». Он понял-таки своё русло, законное, принадлежащее его роду. Но это не колея, из которой не выбраться. В русле достаточно свободы, в любой момент можно «хватить через край», но этого как раз ему и не нужно. Ему стало спокойней жить. Может, вернётся жена, а может и не возвра-щаться, если ей хорошо жить с кем-то. Михаил помогает сыну, у них хоро-шие отношения. Эта философия жизни помогает Михаилу не скандалить, не бунтовать, не выяснять, кто был когда-то прав или не прав. Он много читает. У него появились друзья, любящие порассуждать на отвлечённые темы. Ничего выдающегося он не ждет. Простая жизнь.
Сократовская ирония
Ирония в переводе с греческого означает насмешку, притворство. Ирони-зировать — это насмешливо изображать предмет исследования или наблюдения. Ирония является самым сильным «лекарством» от болезни под названием серьёзность. Эту болезнь раньше всех научился лечить Сократ. Его ирония была весьма изощрённой и тонкой. Он притворялся незнающим ничего: «Я знаю, что я ничего не знаю». Это его самое известное изречение.
Сократ любил исследовать какой-нибудь этический вопрос с позиций аб-солютного незнания, как бы с нуля. Это давало ему и его оппонентам в споре огромные преимущества. Если человек не знает, то у него нет другого пути, как исследовать незнакомый предмет. Если человек знает, то ему не надо ничего исследовать; он слеп и глух к реальной действительности; он уходит в себя для того, чтобы вспомнить, что он знает об этом предмете. Такой опти-мизм часто губит, поскольку человек тогда прекращает тестировать реаль-ность, полагаясь на собственные знания.
Считать, как Сократ, что ты не знаешь ничего, знает только Бог - это, ко-нечно, весьма пессимистическая позиция. Каждый человек обладает огром-ным количеством знаний, разнообразных сведений. Он также знает способы получения новых знаний, источники этих знаний и технику доступа к ин-формации из этих источников. Следовательно, он притворяется незнающим, насмехается над своими знаниями, а это уже ирония. Высший сорт иронии — самоирония, умение посмеяться над собой.
Самое страшное, что может появиться у мужчины, бросившего пить, — комплекс серьёзности. В чём он проявляется? Мало смеется, особенно над своими ошибками, глупостью (никто не бывает постоянно умным, даже ге-ний!).

 

Оригинальное название: Завьялов В.Ю. "Пьющий мужчина: что делать?"

Hosted by uCoz