Пьющий мужчина


Что-то похожее было у моего клиента Стаса. Тот, как напьётся, почему-то размышлял о словах, сказанных ему пьяной матерью: «Зря я тебя родила, надо было аборт сделать. До тебя я двадцать раз это делала, и все были мальчики, а вот ты, двадцать первый, проскочил!» Он думал о неродившихся братьях, и в голову лезла мысль о том, что он тут, на земле, в этой жизни «временно», как в командировке. «Там» его ждут братья и вообще какой-то «инопланетный народ». Ему надо бы уже и назад, но что-то задерживает его. Вот он, как в вокзальном буфете в ожидании поезда, сидит и потягивает то пивко, то водочку, а что ещё делать при опоздании поезда?
3.4. Дело пьющих
Делу- время, потехе- час
Разделение всей деятельной природы человека на «дело» и «потеху» такое же древнее и фундаментальное, как левое и правое полушарие мозга. Оттого, как функционально разделены эти сферы и как они диалектически синтези-руются в бытие, зависит качество самой жизни, гармоничность и организо-ванность жизни, целостность индивида. В одном из романов Станислава Ле-ма описана кошмарная ситуация - война левого полушария с правым. Это фантастика. Но в жизни пьющего такая фантастика становится былью: трез-вое «Я», символизирующее левое, «рациональное», полушарие мозга, а также сознательное планирование, ответственность, работу, борется с «аддиктив-ным «Я», символизирующим правое полушарие мозга, «иррациональное на-чало», эмоциональность», «потеху», игру, пренебрежение к деталям.
Наверное, неправильно думать о том, что выпивка всё это и создаёт — раз-деление, диссоциацию сознания. До первого глотка «огненной воды», до первой алкогольной эйфории, до первого отравления спиртным человек уже диссоциирован в разных аспектах. Самое фундаментальное разделение — это сон и бодрствование. Сон есть «утеха», отдых, «свободное» от поиска пищи и другой полезной активности состояние. Бодрствование есть служе-ние каким-либо осознанным целям, делание чего-то полезного, обеспечение и сохранение жизни. Итак, «дело» есть функция бодрствующего сознания, а «потеха» — функция сна, сновидений, фантазий, игры.
Есть ли каузальная (причинная) связь между этими состояниями? Является ли отдых, «потеха» вознаграждением за дело, труд, бодрствование? Является ли само бодрствование следствием полноценного отдыха, «потехи»? Ответ будет соответствовать тому типу мышления, который мы выбираем. Стан-дартные, стереотипные схемы мышления подсовывают ответ: «Да, являют-ся», то есть «дело» и «потеха» состоят в причинной связи, как муж с женой в брачном союзе. Ну конечно, человек потрудился, он устал, он создал полез-ный продукт, он заслужил отдых, он заслужил развлечение. Так и в консти-туции записано: человек имеет право на отдых (но сначала — на труд). От-дых предполагает труд, а труд — отдых. Если человек, скажем, ещё не тру-дится или уже не трудится, полагается ли ему «законный» отдых? Нет, не полагается. Нет причины отдыха — труда, дела.
Этот стереотип мышления как ментальный вирус создаёт в сознании пьющего неразрешимую антиномию: «дело» и «потеха», труд — отдых. Этот стереотип действует и на всех остальных. Но так же, как и против виру-са гриппа, у человека может быть иммунитет, и ему этот вирус не опасен, так и против этого стереотипа мышления может быть духовный, психологиче-ский иммунитет, предохраняющий личность от различного рода ловушек. Принципиальная схема ловушки очень проста: за любое дело я должен полу-чать вознаграждение в форме «отдыха». Отдыхом является и физический покой, сон, и еда — «восстановление сил», и удовольствие от «свободного» времени.
Почему это ловушка? Да потому, что «дело» и «потеха» совсем не связаны причинной связью, они — независимые друг от друга способы существова-ния.

 

Оригинальное название: Завьялов В.Ю. "Пьющий мужчина: что делать?"

Hosted by uCoz