Возвращаю вас к жизни


На смену так называемому алкоголизму нищеты, который клеймили писатели конца XIX века, пришёл в этой стране «алкоголизм благополучия и комфорта», которому предаются с удивительным единодушием все социальные слои. Да и как может быть иначе в стране, которая по-прежнему занимает первое место в мире по экспорту и второе (после Италии) по производству вин и в которой лобби виноградарей и компаний, производящих спиртные напитки, действует исключительно активно? Именно этим политическим давлением, ставящим превыше всего региональные и профессиональные интересы, объясняется слабость, которую проявляет государство в борьбе с алкоголизмом. А тем временем во Франции по-прежнему ежегодно умирают от алкоголизма 40 тысяч человек, не считая тех, кто умирает от всевозможных несчастных случаев, являющихся следствием алкоголизма. Пять миллионов французов чрезмерно употребляют алкоголь и пять миллионов – прямо или косвенно – живут за счет доходов от производства спиртных напитков (см.: Лит. газ., 1985, 17 июля, статья «Трезво о пьянстве»).
В книге «У опасной черты» С. Н. Шевердин, как бы подытоживая историю развития питейных традиций человечества, пишет, что в истории всех народов, которым привелось в связи с началом земледелия и гончарного производства неожиданно познакомиться с хмельными напитками, проявляется следующая закономерность. Первоначально – в течение нескольких тысячелетий – опьянение и опьяняющие жидкости почитаются. Потом, по мере появления классового общества, возникает специальное производство алкогольных напитков – большее, чем нужно для обрядов. Появляется возможность наживы и торговли вином. Становится возможным и пьянство, нарушающее установленную регламентацию. Только тогда и начинается борьба – с заметным опозданием, потому что употребление алкогольных жидкостей крепко укоренилось и освятилось. Из законодательных актов против алкогольных эксцессов, по-видимому, наиболее древний закон китайского императора Ву Вонга (1220 год до н. э.). Итак, алкоголепотреблению – 7 – 8 тысяч лет. Борьба же с пьянством в два с лишним раза моложе. Притом это борьба только с эксцессами злоупотребления, а не с самим опьянением.
Оно, опьянение, долгое время почиталось, и отнюдь не какими-то отсталыми невеждами. Можно привести множество восторженных признаний вину, прозвучавших в устах выдающихся мыслителей, гуманистов, поэтов прошлого, которых недопустимо даже заподозрить в сознательном одурманивании народа. Например, шотландский народный поэт Роберт Бернс (1759 – 1796) писал в песне, знаменательно озаглавленной «Всесилье бутыли»;
Так пусть не стоят наши кружки пустые,
Мы выпьем, наполним и снова подымем
За то, чтобы вечно забота с нуждою
Смывались бесследно живою водою!
Да, великий поэт, восхваляя прелести опьянения и веселья (особенно в своей знаменитой балладе «Джон Ячменное Зерно»), ещё не знал обратной стороны медали этих «прелестей». Мы же познали её. Тем более, согласитесь, непростительно кощунственно звучит известная всем заздравная уже наших авторов, слова которой камертонно созвучны бернсовским: «Выпьем и снова нальем».
Разница в одном: в смысловой тональности стихов. Роберт Берне посредством «живой воды» хотел «смыть заботу и нужду», мы же ликуем от переполняемой нас радости. Но суть остается незыблемой: «Мы выпьем, наполним и снова подымем», «Выпьем и снова нальем»... Тем более, если под этим «выпьем» подразумевать истинное значение этого слова – «одурманимся»...
Возникает резонный вопрос: какие причины порождают пьянство и алкоголизм? Почему люди пьют?
Развитие процесса потребления алкоголя, степень живучести и воспроизводства «питейных» взглядов, обычаев, традиций на каждом новом этапе развития общества в решающей мере зависели и зависят от характера общественного бытия, социальных условий жизни людей. Например, действительность капиталистического строя – жестокая эксплуатация и бесправное положение трудящихся масс, постоянная перспектива завтрашнего тяжелого дня, неуверенность в будущем – толкает людей к алкоголю.

 

Книга принадлежит автору. Здесь представленна в ознакомительных целях.

Hosted by uCoz