Возвращаю вас к жизни

Этот назревший и наболевший вопрос нашей печальной действительности должен быть, наконец, разрешен соответственным образом». (Бехтерев В.М. Вопросы нервнопсихического здоровья в населении России. – СПб., 1911. – С. 22).
В начале XX века в борьбу за трезвость включились большевики во главе с В. И. Лениным. Большевики всегда стояли на принципиально трезвеннических позициях.
Большевистская газета «Правда» с первых дней своего существования горячо поддерживала рабочие общества трезвости. Царское правительство преследовало эти общества, видя в них организацию пролетарской солидарности. «Правда», редактируемая В. И. Лениным, была пропагандистом трезвого образа жизни рабочего класса.
Так, например, в статье, посвященной предстоящему Дню печати, 29 марта 1914 года газета писала:
«В этот день не пейте вина.
Наш праздник есть день светлой мысли, и пусть не осквернит его темная отрава.
Как было бы хорошо, если бы наш праздник стал и навсегда остался днем трезвости и послужил бы началом пролетарской пропаганды трезвости.
Пьянство среди рабочих могут уничтожить только сами рабочие».
Владимир Ильич, по словам Максима Горького, был человек, «чуждый привычки к вину, табаку». Между тем, как и каждому «земному» человеку, ему не чужды были человеческие слабости. Так, когда Владимиру Ильичу было 18 лет, в казанский период жизни, он начал курить. Не без труда мать Мария Александровна сумела отучить его от этой привычки. Анна Ильинична Ульянова-Елизарова, сестра Ленина, пишет: «Володя начал покуривать. Мать, опасаясь за его здоровье, бывшее в детстве и юношестве не из крепких, стала убеждать его бросить курение. Исчерпав доводы относительно вреда для здоровья, обычно для молодежи мало действующие, она указала ему, что и лишних трат – хотя бы копеечных (мы жили в то время все на пенсию матери) – он себе, не имея своего заработка, позволить бы собственно не должен. Этот довод оказался решающим, и Володя тут же – и навсегда – бросил курить».
Интересно, что отказ от алкоголя и табака у Владимира Ильича никак не ассоциировался с никому не нужным аскетизмом, к которому он относился отрицательно. «Коммунизм должен нести с собой не аскетизм, а жизнерадостность и бодрость... Молодежи особенно нужны жизнерадостность и бодрость. Здоровый спорт... разносторонность духовных интересов... Революция требует от масс, от личности сосредоточения, напряжения сил. Она не терпит оргиастических состояний, вроде тех, которые обычны для декадентских героев и героинь... Пролетариат – восходящий класс. Он не нуждается в опьянении, которое оглушало бы его или возбуждало. Ему не нужно ни опьянение половой несдержанностью, ни опьянение алкоголем. Он не смеет и не хочет забыть о гнусности, грязи и варварстве капитализма. Он черпает побуждения к борьбе в положении своего класса, в коммунистическом идеале. Ему нужны ясность, ясность и ещё раз – ясность. Поэтому, повторяю, не должно быть никакой слабости, никакого расточения и уничтожения сил» (В, И. Ленин о коммунистической нравственности. – 2-е доп. изд., – М., 1975. – С. 264).
Благодаря инициативе большевиков и крестьянских депутатов на рассмотрение Государственной думы был вынесен вопрос о «сухом законе». Большое сопротивление дебатам по этому вопросу оказали представители эксплуататорских классов. И все же «сухой закон» в 1914 году был принят. Правда, в Своде Законов Российской империи его нет, но органам местного самоуправления было дано право закрывать торговлю спиртными напитками по их усмотрению («в связи с началом войны»). К великой чести русского народа все винные магазины по стране были закрыты. Производство и потребление алкоголя сократилось до минимума, почти до нуля. Зато, как свидетельствует статистика, резко увеличилась посещаемость публичных библиотек.
Большевики, придя к власти в 1917 году, продлили этот закон, придали ему статус Государственного закона. Величайшую в мире революцию русский народ совершил в самый трезвый период своей жизни.

 

Книга принадлежит автору. Здесь представленна в ознакомительных целях.

Hosted by uCoz