Возвращаю вас к жизни

Конечно, рациональные приемы народной медицины существовали наряду с мистическими обрядами. Однако многие приемы, которыми пользовались при лечении, впоследствии вошли в научную медицину; таковы, например, гипноз, внушение и другие.
Особый интерес представляют взгляды на многие психологические и физиологические проблемы философов Киево–Могилянской академии XVII – XVIII веков. Уже в середине XVII века (1645 год) видный философ Киево-Могилянской академии И. Гизель трактовал сон и сновидення материалистически, критиковал мистические предрассудки. Сон, говорил Гнзель, – это «связывание внешних органов чувств и произвольных движений для здоровья и отдыха животных».
Распространению учения о гипнотизме в России и на Украине в начале XIX века способствовал видный врач и философ Велланский (Д.М. Кавунник). Он переводил с иностранных языков книги по гипнотизму, а также публиковал собственные оригинальные труды.
Начало научному изучению гипноза в дореволюционной России положил профессор Харьковского университета В.Я. Данилевский, известный физиолог, видный представитель прогрессивного направления в русской медицине и естествознании. По Данилевскому, гипноз – это своеобразный «эмоциональный гипношок», эмоциональное, чисто рефлекторное «торможение мышления и воли». Шла вторая половина XIX века, когда Данилевский взялся за экспериментальное изучение явлений гипноза у различных организмов представителей животного мира – лягушек, рака, краба, тритона, ящерицы, крокодила, черепахи, змеи, кролика, рыбы, птицы... Он придавал их телам то или иное положение либо воздействовал на них физическими раздражителями, и животные впадали в оцепенение, теряя при этом реакцию на болевые раздражения.
В 1891 году в Москве проходил IV съезд русских врачей. На этом съезде В. Я. Данилевский выступил с докладом «О единстве гипнотизма у человека и животных». Одним из ярких примеров, которые он привел, был пример о том, как внушение в состоянии гипноза повлияло на заживание ожога.
С трибуны этого же съезда выступил и московский психиатр А.А. Токарский. Тема его доклада называлась так: «Терапевтическое применение гипноза».
Сотрудник психиатрической клиники имени С.С. Корсакова А.А. Токарский к тому времени опубликовал свои работы о внушении и гипнозе, в которых заметно влияние гениальных идей отца русской физиологии И.М. Сеченова. В них Токарский подчеркивает «роковую зависимость» психических реакций от воздействий окружающего мира, рассматривая их как рефлекторные акты.
Токарский жил и работал в ту пору, когда преобладали лженаучные воззрения на гипноз. Это определило и отношение к гипнозу разного рода администраторов от медицины: своими бюрократическими циркулярами они запрещали применять гипноз в лечении больных. Немало энергии приложил А.А. Токарский, чтобы гипнотерапия получила равные права со всеми другими методами лечения. Он изучал лечебное влияние гипнотического сна. В начале 80-х годов XIX века А.А. Токарский впервые начал читать курс гипнологии в Московском университете.
Уже в конце 80-х годов в народе пошла добрая молва о докторе, который может вылечить любого не лекарствами, а словами. Этим удивительным доктором-«чародеем» был выдающийся русский психоневролог Владимир Михайлович Бехтерев, основатель Института мозга.
Стены лабораторий, где он работал и обучал студентов, как бы раздвигались, и молва о деяниях ученого распространялась все шире.
...Клинический зал. В нем много студентов и врачей. И все они неотрывно смотрят на простую крестьянку, лицо которой излучает счастье. А крестьянка показывает им свою руку, то поднимая её вверх, то сгибая в локте, и при этом восклицает:
– А ведь здоровая, глядите, совсем здоровая! Её ликование вполне понятно, наконец она избавилась от страдания – длительного сведения руки. Сколько она не ходила по больницам, рука оставалась сведенной: недуг не поддавался обычным методам лечения. Но он отступил перед силой слова и внушения.

 

Книга принадлежит автору. Здесь представленна в ознакомительных целях.

Hosted by uCoz