Возвращаю вас к жизни

А главное – какое новое гигантское поприще для чиновничьего самодурства и произвола, подхалимства и хищения открывает это создание новой отрасли многомиллионного казенного хозяйства, создания целой армии новых чиновников! Это настоящее нашествие целых туч чиновничьей саранчи, подлизывающейся, интригующей, грабящей, изводящей паки и паки моря чернил и горы бумаги» (Поли. собр. соч. – Т. 4. – С. 421 – 422).
Как видим, потребление алкоголя стало обретать все более общий характер. Тем более что винная монополия не исключала домашнего приготовления спиртного. В отдельных случаях (свадьбы, поминки) разрешалось варить пиво, брагу, медовые и другие напитки. При этом семья была обязана выпить все в течение 3 – 4 дней, что часто порождало многолюдные попойки. Потребление алкоголя по случаю таких событии (да и без поводов) постепенно превратилось в социальную норму, сформировало своеобразную «культуру» «питейного» дела.
В стране начали злоупотреблять суррогатами алкоголя: пили лак, политуру, денатурат. Широкий размах приняло самогоноварение, что наносило огромный ущерб экономике государства, так как изводилось огромное количество зерна.
Настойчивую борьбу против распространения пьянства и алкоголизма вели русские врачи.
В своей речи, произнесенной на открытии Третьего съезда отечественных психиатров в Петербурге 27 декабря 1909 года, В.М. Бехтерев говорил: «...имея в виду, какое огромное влияние на развитие нервных и душевных заболеваний оказывает распространение алкоголя в населении, необходимо всемерно добиваться того, чтобы алкоголь был совершенно изъят из вольной продажи, как всякий другой вредоносный напиток. Нечего говорить, что проведение одной этой реформы, на которой настаивал ещё II съезд отечественных психиатров, могло бы существенным образом сократить развитие нервных и душевных болезней, как сократить и развитие разного рода преступных деяний в населении. ...Нынешний съезд по борьбе с алкоголизмом, без сомнения, скажет в этом отношении также свое слово, которое, мы надеемся, и будет принято во внимание как следует. Этот назревший и наболевший вопрос нашей печальной действительности должен быть, наконец, разрешен соответственным образом». (Бехтерев В.М. Вопросы нервнопсихического здоровья в населении России. – СПб., 1911. – С. 22).
В начале XX века в борьбу за трезвость включились большевики во главе с В. И. Лениным. Большевики всегда стояли на принципиально трезвеннических позициях.
Большевистская газета «Правда» с первых дней своего существования горячо поддерживала рабочие общества трезвости. Царское правительство преследовало эти общества, видя в них организацию пролетарской солидарности. «Правда», редактируемая В. И. Лениным, была пропагандистом трезвого образа жизни рабочего класса.
Так, например, в статье, посвященной предстоящему Дню печати, 29 марта 1914 года газета писала:
«В этот день не пейте вина.
Наш праздник есть день светлой мысли, и пусть не осквернит его темная отрава.
Как было бы хорошо, если бы наш праздник стал и навсегда остался днем трезвости и послужил бы началом пролетарской пропаганды трезвости.
Пьянство среди рабочих могут уничтожить только сами рабочие».
Владимир Ильич, по словам Максима Горького, был человек, «чуждый привычки к вину, табаку». Между тем, как и каждому «земному» человеку, ему не чужды были человеческие слабости. Так, когда Владимиру Ильичу было 18 лет, в казанский период жизни, он начал курить. Не без труда мать Мария Александровна сумела отучить его от этой привычки. Анна Ильинична Ульянова-Елизарова, сестра Ленина, пишет: «Володя начал покуривать. Мать, опасаясь за его здоровье, бывшее в детстве и юношестве не из крепких, стала убеждать его бросить курение. Исчерпав доводы относительно вреда для здоровья, обычно для молодежи мало действующие, она указала ему, что и лишних трат – хотя бы копеечных (мы жили в то время все на пенсию матери) – он себе, не имея своего заработка, позволить бы собственно не должен.

 

Книга принадлежит автору. Здесь представленна в ознакомительных целях.

Hosted by uCoz