Возвращаю вас к жизни


Иван Петрович Павлов окончательно развенчал религиозные воззрения на душу и веру в нее как в нечто независимое от тела и сверхъестественное. Не душа, а рефлексы – вот основа работы головного мозга. Всеобъемлюще это обосновав, он доказал, что уже в момент своего рождения как человек, так и животные обладают многими свойственными им нервными рефлексами, которые передаются из поколения в поколение. Ученый назвал их безусловными.
Обратите внимание на новорожденного ребенка. Достаточно матери приблизить младенца к своей груди, как он сразу же начинает её сосать. Или цыпленок. Едва он появился на свет, как принимается клевать зерно. А первое, что, оказывается, делает вылупившийся из яйца утенок – спешит плавать. Таких примеров можно привести множество.
Разве кто-нибудь учил младенца, цыпленка или утенка этой первой на их веку работе? Нет. Им для этого не понадобилась выучка. Такие безусловные рефлексы – явление врожденное. Они имеют постоянный, почти не изменяющийся характер.
Так же инстинктивно караваны птиц совершают свой сезонный перелет по издавна проложенному маршруту, а великие труженики – пчелы строят соты.
Ну а люди? Как много у нас безусловных рефлексов, проявления которых идут от инстинкта!
Один из героев романа Юрия Бондарева «Игра» кинорежиссер Крымов говорит: «Мы идеализируем человека, а он ещё сознанием до многого не дорос. Однажды я был очень удивлен, когда узнал, что только два с половиной миллиметра серого мыслящего существа в наших головах... жалких два миллиметра отрывают нас от животного. А все остальные – пять миллиметров – инстинкты, инстинкты».
И это действительно так. Например, инстинкт самоохранення. Без него человек не смог бы прожить и дня.
Но есть инстинкты и другого рода. Они более сложные и вырабатываются у человека и животных уже после рождения, в ходе жизни, под её воздействием. Такие рефлексы Иван Петрович Павлов назвал условными. Он определил, что условный рефлекс – это временная связь организма с внешней средой – связь, которая осуществляется при посредстве нервной системы.
Мы живем в многообразном .мире различных ощущений и реагируем на каждое из них. Стоит измениться погоде или даже нашему меню – в деятельности организма произойдут соответствующие изменения, в центральной нервной системе возникнут новые условные рефлексы. Именно этим рефлексам мы обязаны постоянным своим единством с окружающим миром, разумным реагированием на каждое в нем изменение и жизненно важным приспособлением своего организма к условиям внешней среды.
Эту работу коры головного мозга, которая обусловливается всеми первичными чувственными восприятия-ми, Иван Петрович Павлов назвал работой первой сигнальной системы. Ею обладают и люди, и животные. Но в отличие от последних, люди наделены способностью воспринимать окружающую действительность ещё и по словесным обозначениям. Ведь мы слышим и видим слова. Эти элементы письменной и устной речи – тоже сигналы. Они являются как бы вторичными сигналами наших чувственных восприятий.
По учению И.П. Павлова, наша речь и отвлеченное мышление – это результат работы второй сигнальной системы, осуществляющей нервные связи высшего типа в виде речи и мышления. Она дана лишь человеку. В словах заключен индивидуальный познавательный опыт каждого из нас и размах познавательной работы всего человечества. Слова, слышимые или видимые нами – это сигналы, вызывающие условные рефлексы.
Любое слово непременно отражается в нашем сознании с точным представлением о том явлении или предмете, которое оно обозначает. Вот, предположим, вы услышали слово «горький». Сразу же в вашем мозгу, в вашем сознании это слово ассоциируется с представлением о перце или полыни или подобным им раздражителях, которые характерны своим отличительным качеством – горечью. При слове «сладкий» у вас возникает ассоциация с представлением о сахаре, винограде – со всем, что уже известно своей сладостью.
Слово, как учит И.П. Павлов, – это великий раздражитель.

 

Книга принадлежит автору. Здесь представленна в ознакомительных целях.

Hosted by uCoz