Возвращаю вас к жизни

Но образ цыганки не исчез. Лечение продолжалось. И лишь после одиннадцатого сеанса этот призрак пропал. Всего было проведено двадцать два сеанса. Женщина выздоровела, к ней вернулась трудоспособность, появился интерес к жизни. Наблюдая пациентку в течение девяти лет, мы видели её всегда бодрой, в хорошем настроении.
На подобные галлюцинации, появлявшиеся даже у здоровых и выдающихся людей, обратил внимание видный французский психиатр Симон. Он назвал их «физиологическими». Например, великий Иоганн Вольфганг Гете обладал способностью вызывать у себя какой-либо галлюциноз по собственному желанию. Так, однажды Гете увидел себя лихим всадником. У Гюстава Флобера, когда он описывал сцену трагического отравления госпожи Бовари, мнимый вкус мышьяка во рту вызывал рвоту. А Оноре де Бальзак, увлеченный изображением батальных картин Аустерлица, настолько явственно представлял их в своем воображении, что даже слышал пушечную канонаду, оружейные залпы, крики и стоны раненых воинов.
Таким образом галлюцинации бывают зрительные, осязательные, слуховые. Все они поражали человека своей таинственностью, неожиданностью и нередко наводили на него страх, порождая суеверия и предрассудки. Известно, например, что при слуховой галлюцинации спящий или бодрствующий человек часто слышит свое имя. Эта особенность слуховых галлюцинаций послужила, в частности, причиной возникновения такого народного поверия: если человеку, особенно весной, послышалось, что его кто-то зовет, иначе говоря «веснянка зовет», то жить ему остается недолго – жди скорой смерти. Но сама жизнь опровергает подобные вымыслы.
На окраине города Сумы проживал рабочий-металлист, вышедший на пенсию, – Петр Иванович Носач. Как-то раз ранней весной он зашел в сарай, чтобы нарубить дров. И тут ему послышалось, что его кто-то зовет:
– Петя, выйди!
Не придав этому значения, он продолжал работу. Но тут вновь ему послышался тот же голос:
– Петя, выйди!
Бросив топор, он вышел. Оглядел весь двор. Никого не было. Тогда он направился в дом и спросил жену:
– Вера, зачем ты меня звала?
– Никто тебя не звал! – не отрываясь от шитья, ответила Вера Никифоровна.
Удивленный и несколько встревоженный, Петр Иванович направился во двор, чтобы закончить свое дело. Когда до сарая оставалось несколько шагов, на его глазах, словно от сильного землетрясения, сарай зашатался и рухнул.
Будь Петр Иванович суеверным, он безусловно решил бы, что его «веснянка зовет» и что жить ему осталось немного. И если, мол, он не погиб под развалинами сарая, то это потому, дескать, что о нем побеспокоился ангел-хранитель и отвел от него лихую беду.
А в действительности? Все тут было вполне закономерно. Петр Иванович знал, что сарай давно обветшал, и частенько подумывал о его ремонте. Но руки не доходили. Поэтому наверняка бывало, что, входя в сарай, Петр Иванович с опаской смотрел на потолок: «А вдруг обрушится?», «А что если рухнет и придавит?» Это тревожное чувство – сигнализирующий раздражитель. Его восприняли соответствующие нервные клетки мозга, и он был зафиксирован памятью. Поэтому каждый раз, когда Петр Иванович входил в сарай, этот сигнал-раздражитель срабатывал, и хозяин вновь ловил себя на мысли: «Надо, наконец, взяться за ремонт сарая, а то, чего доброго, рухнет».
Таким образом, ветхость хозяйственной постройки приобрела здесь значение сигнала-раздражителя, предвещающего опасность, беду. Так наяву у Петра Ивановича он вызвал предостерегающий слуховой галлюциноз: «Петя, выйди». На самом же деле его никто не звал.
Ну, а что касается народного поверни – человек, услышавший «зов веснянки», непременно скоро умрет, – оно не осуществилось. Петр Иванович поставил новый сарай и стал жить-поживать.
Тут нас могут спросить: почему же именно в тот день сараи рухнул? А потому, что наступил момент, когда эта ветхая постройка уже не могла устоять и рухнула даже от слабого ветра.
...Слово – могучее оружие в борьбе с болезнью, недугом.

 

Книга принадлежит автору. Здесь представленна в ознакомительных целях.

Hosted by uCoz