Возвращаю вас к жизни

Потом, по мере появления классового общества, возникает специальное производство алкогольных напитков – большее, чем нужно для обрядов. Появляется возможность наживы и торговли вином. Становится возможным и пьянство, нарушающее установленную регламентацию. Только тогда и начинается борьба – с заметным опозданием, потому что употребление алкогольных жидкостей крепко укоренилось и освятилось. Из законодательных актов против алкогольных эксцессов, по-видимому, наиболее древний закон китайского императора Ву Вонга (1220 год до н. э.). Итак, алкоголепотреблению – 7 – 8 тысяч лет. Борьба же с пьянством в два с лишним раза моложе. Притом это борьба только с эксцессами злоупотребления, а не с самим опьянением.
Оно, опьянение, долгое время почиталось, и отнюдь не какими-то отсталыми невеждами. Можно привести множество восторженных признаний вину, прозвучавших в устах выдающихся мыслителей, гуманистов, поэтов прошлого, которых недопустимо даже заподозрить в сознательном одурманивании народа. Например, шотландский народный поэт Роберт Бернс (1759 – 1796) писал в песне, знаменательно озаглавленной «Всесилье бутыли»;
Так пусть не стоят наши кружки пустые,
Мы выпьем, наполним и снова подымем
За то, чтобы вечно забота с нуждою
Смывались бесследно живою водою!
Да, великий поэт, восхваляя прелести опьянения и веселья (особенно в своей знаменитой балладе «Джон Ячменное Зерно»), ещё не знал обратной стороны медали этих «прелестей». Мы же познали её. Тем более, согласитесь, непростительно кощунственно звучит известная всем заздравная уже наших авторов, слова которой камертонно созвучны бернсовским: «Выпьем и снова нальем».
Разница в одном: в смысловой тональности стихов. Роберт Берне посредством «живой воды» хотел «смыть заботу и нужду», мы же ликуем от переполняемой нас радости. Но суть остается незыблемой: «Мы выпьем, наполним и снова подымем», «Выпьем и снова нальем»... Тем более, если под этим «выпьем» подразумевать истинное значение этого слова – «одурманимся»...
Возникает резонный вопрос: какие причины порождают пьянство и алкоголизм? Почему люди пьют?
Развитие процесса потребления алкоголя, степень живучести и воспроизводства «питейных» взглядов, обычаев, традиций на каждом новом этапе развития общества в решающей мере зависели и зависят от характера общественного бытия, социальных условий жизни людей. Например, действительность капиталистического строя – жестокая эксплуатация и бесправное положение трудящихся масс, постоянная перспектива завтрашнего тяжелого дня, неуверенность в будущем – толкает людей к алкоголю. Отмечая решающую роль таких условии в развитии пьянства среди рабочих, Ф. Энгельс писал: «Пьянство перестало здесь быть пороком, за который можно осуждать того, кто им заражен; оно становится необходимым явлением, неизбежным следствием определенных условий...» (Маркс К., Энгельс Ф. 2-е изд.; Т. 2. – С. 337).
С построением социализма в нашей стране были ликвидированы эксплуатация трудящихся, безработица, нищета, бесправное положение и тем самым устранены социальные, классовые, политические предпосылки возникновения пьянства и алкоголизма. Но это не значит, что у нас нет причин и условий, побуждающих к алкогольному потреблению, распространению пьянства. Этих причин много. Среди них – как объективные, так и субъективные, действующие на разных уровнях и в различных сферах общественной и личной жизни. Кроме упомянутых выше причин распространения алкоголизма и пьянства, специалисты выделяют: неблагоприятные условия микросреды (семья, бытовое окружение, трудовые и учебные коллективы); неблагоприятные условия и плохая организация трудовой деятельности; влияние алкогольных традиций и обычаев; некоторые издержки научно-технической революции (нервно-психические перегрузки, массовая миграция сельского населения в города); уровень идейно-воспитательной и культурно-просветительной работы; чувство одиночества, жизненной неустойчивости; неумение полезно использовать свободное время и т.

 

Книга принадлежит автору. Здесь представленна в ознакомительных целях.

Hosted by uCoz