История водки

Этого же порядка и нарушение ранее священной неприкосновенности военнопленных: в первой половине XV века были нередки случаи совершенно гнусных и массовых издевательств над военнопленными. Все эти явления дают основание соотнести их в значительной степени с резким распространением пьянства, его массовостью и, главное, с изменением самого характера опьянения, вызывающего не веселье, а ожесточение. Именно это и дает основание предполагать, что сам характер, состав алкогольных напитков испытал какие-то изменения. В каком направлении идет это изменение, совершенно ясно: производство меда сокращается, во всяком случае он предназначается лишь для стола знати. «Чернь», бедный люд должны довольствоваться вначале суррогатом (наиболее известный суррогат — жидкий, разбавленный мед или недобродивщий оксимель, настоенный на различных дурманящих травах, в том числе на полуядовитых и ядовитых). Благодаря чрезвычайной способности меда маскировать разные суррогаты (незначительное добавление меда или воска уже создает «медовый» запах), этот вид фальсификации опьяняющих напитков стал наиболее распространенным в XV веке, а в XVI— XVII веках он был усугублен отчасти привычкой настаивать и фальсифицированный мед, а затем и водку на табаке «для крепости». Распространение фальсифицированных опьяняющих напитков в первой половине XV века особенно стимулируется двумя обстоятельствами: ростом народонаселения Москвы и Московского княжества, концентрацией там больших масс сезонных рабочих и политикой церкви, начавшей с 1424 года настоящее преследование домашнего и артельного пивоварения. Это обстоятельство совпадает с перенесением столицы всея Руси формально в 1426 году окончательно из стольного города Владимира в Москву, где с этих пор начинают совершаться коронации на великое княжение, до тех пор происходившие во Владимире. Такое формальное перемещение центра тяжести политической жизни в густонаселенную Москву и ее окружение еще более усиливает разрыв с языческими традициями пивоварения, более сильными в Ростово-Суздальском крае (населенном финскими народами), но почти не получившими развития в собственно Московском княжестве, в его древних границах. Почти нет сомнений в том, что запрет Фотия (1410 г.) употреблять священнослужителям и монахам вино до обеда, даже если это касается только виноградного вина (под вином в это время подразумевали только виноградное), связан с сокращением ассортимента опьяняющих напитков в этот период и с сильным использованием фальсифицированного меда, вследствие чего именно монашество и священники, располагавшие запасами казенного церковного виноградного вина, стали расхищать его на личные цели, а не на богослужебные. Именно этим и было вызвано указание о сокращении расходов вина в послании Фотия епископам. (Это косвенно подтверждается тем, что Фотий, грек, назначенный митрополитом в 1409 г., был уроженцем Мальвазии, родины лучшего греческого вина, ввозимого в Россию. Он не мог бы назвать водку вином. Следовательно, в 1410 г. хлебного вина не было.).

 

Авторское право принадежит: В.В.Похлебкину

Hosted by uCoz