Алкоголизм и борьба с ним

Соответственно этим задачам, меры сторонников принципа умеренности состоят прежде всего в изменении условий продажи питий, в устранении заинтересованности продавцов в их сбыте, в устройстве клубов, музеев, гимнастических развлечений, в упрочении хозяйственности, домовитости среди бедных слоев населения, в учреждении для привычных пьяниц особых лечебниц с прину-дительным их лечением.
Это начало получило практическое осуществление в боль-шинстве стран Европы и Америки, где государства стараются закрепить всеми доступными им способами общественное дви-жение. В Швеции и Норвегии, например, продажа спиртных напитков передана монопольным обществам, которые всю чистую прибыль, за вычетом обыкновенного торгового процента, обязаны отдавать на определенные общеполезные цели. Продавцы в питейных заведениях поставлены в такие условия, что не имеют интереса увеличивать отпуск питий. Потребитель может покупать вино не иначе, как одновременно покупая те или иные продукты питания. Кроме того, установлены особые часы открытия и закрытия питейных заведений. Эта система, как показывает опыт, несомненно должна быть признана социально полезной.
Помимо подобных регулирующих мер, многие государства стараются поддержать противоалкогольное движение частью карательными мерами за появление в публичном месте в нетрез-вом виде, частью и другими административными мерами, как то: недопущением в питейные заведения женщин, несовершен-нолетних, учащихся (даже высших учебных заведений), нищих, опьяненных и пр., а также принудительным заключением пья-ниц в закрытые лечебные заведения.
В новейшее время некоторые государства борются с алкого-лизмом путем уменьшения числа мест продажи спирта и повы-шением цен на алкогольные напитки. В Канаде, чтобы добиться сокращения мест продажи алкогольных напитков, стоимость патента на содержание питейного заведения доведена в отдельных местностях до 10 тыс. р.
Большое значение в деле борьбы с алкоголизмом имеет по-вышение цен на спиртные напитки. Высокая цена спирта бес-спорно уменьшает доступность его населению, сокращает его спрос. Например, в Бельгии в 1871 г. акциз был повышен вдвое, и годовое потребление вина уменьшилось с 586 тыс. до 259 тыс. гектолитров (больше, чем в два раза). В Северо-Американских Соединенных Штатах в 1865 г. акциз был повышен со 163 до 545 франков на гектолитр, и годовое потребление спиртных на-питков падает с 1582 тыс. до 322 тыс. гектолитров (уменьши-лось в пять раз). Но, с другой стороны, замечено, что потребле-ние алкоголя, хотя и падает немедленно вслед за повышением цены. все же с течением времени оно вновь нарастает, достигая прежних пределов, и даже превышает их, так как повышение цены на алкогольные напитки вызывает повышение заработной платы и общее удорожание жизни.

 

Автор: В.М. Бехтерев

Hosted by uCoz