Алкоголизм и борьба с ним

Продавцы в питейных заведениях поставлены в такие условия, что не имеют интереса увеличивать отпуск питий. Потребитель может покупать вино не иначе, как одновременно покупая те или иные продукты питания. Кроме того, установлены особые часы открытия и закрытия питейных заведений. Эта система, как показывает опыт, несомненно должна быть признана социально полезной.
Помимо подобных регулирующих мер, многие государства стараются поддержать противоалкогольное движение частью карательными мерами за появление в публичном месте в нетрез-вом виде, частью и другими административными мерами, как то: недопущением в питейные заведения женщин, несовершен-нолетних, учащихся (даже высших учебных заведений), нищих, опьяненных и пр., а также принудительным заключением пья-ниц в закрытые лечебные заведения.
В новейшее время некоторые государства борются с алкого-лизмом путем уменьшения числа мест продажи спирта и повы-шением цен на алкогольные напитки. В Канаде, чтобы добиться сокращения мест продажи алкогольных напитков, стоимость патента на содержание питейного заведения доведена в отдельных местностях до 10 тыс. р.
Большое значение в деле борьбы с алкоголизмом имеет по-вышение цен на спиртные напитки. Высокая цена спирта бес-спорно уменьшает доступность его населению, сокращает его спрос. Например, в Бельгии в 1871 г. акциз был повышен вдвое, и годовое потребление вина уменьшилось с 586 тыс. до 259 тыс. гектолитров (больше, чем в два раза). В Северо-Американских Соединенных Штатах в 1865 г. акциз был повышен со 163 до 545 франков на гектолитр, и годовое потребление спиртных на-питков падает с 1582 тыс. до 322 тыс. гектолитров (уменьши-лось в пять раз). Но, с другой стороны, замечено, что потребле-ние алкоголя, хотя и падает немедленно вслед за повышением цены. все же с течением времени оно вновь нарастает, достигая прежних пределов, и даже превышает их, так как повышение цены на алкогольные напитки вызывает повышение заработной платы и общее удорожание жизни.
Повышая цены на вино, некоторые государства одновремен-но стараются понизить налоги на продукты, могущие заменять спиртные напитки, как то: кофе, какао, фрукты и особенно са-хар.
Несомненно, что все эти меры должны быть признаны соци-ально полезными, ибо в той или иной мере они ослабляют соци-альное зло, хотя и не искореняют его полностью. В Швеции, Норвегии, а также Северо-Американских Соединенных Штатах в настоящее время ведется усиленная противоалкогольная про-паганда в виде соответствующих выставок, лекции о вреде алкоголя, многочисленных опытов трезвости, организации клубов без продажи спиртных напитков, обязательного преподавания в школах о вреде алкоголя и т. п.
Алкоголизм при царской власти
Если не считать некоторых начинаний частного характера и суждений и протестов в комиссиях и съездах, до 1917 г.

 

Автор: В.М. Бехтерев

Hosted by uCoz