Психология алкогольной зависимости

Стратегия реагирования на алкоголь
При работе с людьми, употребляющими алкоголь, неизбежно возникают следующие вопросы: Когда и при каких условиях у них появляется желание употребить алкоголь? Что является провоцирующим фактором, что – формирующим, а что – запускающим? Как они приходят к мысли, что им надо снова напиться? Почему они это делают? Особенно интересен тот факт, что после запоя в течение некоторого времени (от 2 – 3 дней до 1 – 2 месяцев) люди с алкогольной зависимостью отказываются от алкоголя и с отвращением смотрят на него. Почему у одних негативная реакция на алкоголь имеет ограничения во времени (в среднем 1 – 2 недели), а другие способны отказываться от алкоголя более продолжительное время (месяцы и годы)? Как сделать так, чтобы клиент отказался от алкоголя на продолжительное время? Что поможет достичь безразличного отношения к яду? Что позволит смотреть на него с явным отвращением? Когда эта стратегия начнет работать? Где можно ее использовать?
Как правило, мы не задумываемся над тем, как принимаем решения. Решили и сделали. В случае же если это трудновыполнимое или значимое решение, мы сомневаемся: реализовать его или нет. К примеру, вы приобретаете квартиру. Вы будете выбирать район проживания, количество комнат, этаж, начнете сравнивать цены и т.п. Совсем по-другому происходит, когда вы решили приобрести молоко или хлеб, т. е. то, что вы покупаете ежедневно. Желание реализуется, как правило, быстро и с учетом ваших приоритетов. Человек, регулярно принимающий алкоголь, реализует свое желание так же быстро, как в случае с молоком или хлебом.
Для нас же с вами интересен вопрос: что становится первым стимулом к употреблению алкоголя и как принимается решение? Если на первую часть вопроса клиент еще сможет вам ответить: "Все пили и я тоже", либо: "Предложили, а я не смог отказать", то на вторую часть вопроса вы вряд ли получите ответ. Как правило, это не осознается. На основной вопрос, который поможет вам выяснить, что же является запускающим фактором: "Как вы приняли решение употребить алкоголь?" – редко кто ответит, что почувствовал желание выпить.
Существует внешняя форма принятия решения: предложения друзей, стрессовые ситуации, дни рождения, праздники и т.п. Нас же интересуют внутренние критерии. Это, как правило, неосознаваемые человеком стимулы, которые и запускают процесс употребления алкоголя. Многочисленные наблюдения за клиентами говорят о том, что в подавляющем большинстве случаев первым стимулом для принятия решения являются воспоминания о приятных ощущениях, которые появляются после первых доз алкоголя: веселости, раскрепощения, тепла, вкуса спиртного и т.п. Любое напоминание об алкоголе (разговор, внешний вид его или запах) вызывает серию приятных внутренних ощущений, которые способствуют принятию решения.

 

Автор книги: С.А.Гребнев. Психология и психотерапия алкогольной зависимости.

Hosted by uCoz