Алкоголизм
Психология алкогольной зависимости
Попросите своего пациента вспомнить два разных опыта: первый опыт – когда ему хотелось употребить алкоголь и он это действительно сделал, а второй – когда после очередного запоя алкоголь был действительно противен. Отметьте разницу в невербальных реакциях. Проследите, в какой последовательности ваш партнер вспоминает первый опыт; к какой системе обращается сначала – к визуальной или аудиальной, а к какой в конце – к кинестетической или дигитальной (внутреннему диалогу). По глазным сигналам доступа, т. е. по движению глазных яблок, мы определяем ведущую систему восприятия и систему, запускающую принятие решения. Чаще всего запускающей системой является кинестетическая, то есть ощущения, на которые ориентируется пациент при решении принять алкоголь или отказаться от него.
Стратегия принятия алкоголя выглядит следующим образом. Человек встречается со спиртными напитками, зачастую красочно и заманчиво оформленными, либо слышит предложения друзей, коллег, знакомых: "Пойдем выпьем"; "Это событие необходимо отметить" – и тому подобные высказывания. А иногда говорит сам себе: "А не пора ли принять спиртное?" – после чего вспоминает приятный опыт общения с алкоголем. Именно воспоминания приятных ощущений способствуют принятию решения выпить, вновь почувствовать эйфорию, возбуждение, раскрепощение и т. п. Причем уже в момент предвкушения некоторые пациенты отмечают появление приятного возбуждения, легкую эйфорию. Никто не принимает решения вновь напиться, чтобы снова болеть. Здесь проявляется завидное свойство человека быстро забывать все негативные последствия и помнить только состояние легкого опьянения. Дальше все идет по известной схеме: выпивает, получает свой позитив на 30 – 60 минут и далее сплошной негатив похмельного синдрома, от нескольких часов до нескольких дней.
Стратегия отказа от алкоголя в постпохмельный период отличается от предыдущей. В постпохмельном состоянии любой вид спиртного, разговор о нем, его запах и тем более вкус – все вызывает воспоминания о неприятных ощущениях похмельного (абстинентного) синдрома. Именно свежие воспоминания негативных ощущений запускают механизм отказа от употребления алкоголя. Вспоминая резко негативные ощущения (головную боль, дрожь в руках, теле, боль в области печени, сердца, нарушение мышления или памяти), человек отказывается от употребления алкоголя. Вы можете отметить, что отказ от алкоголя, отвращение к нему в этот момент искренние (конгруэнтные).
Стратегия отказа от алкоголя людей, не злоупотребляющих алкоголем, а также людей, отказавшихся от алкоголя по каким-либо причинам, тоже отличается от двух предыдущих. Ее особенностью является отсутствие ярких (выраженных) позитивных или негативных ощущений при виде, запахе или напоминании об алкоголе.
Автор книги: С.А.Гребнев. Психология и психотерапия алкогольной зависимости.