Психология алкогольной зависимости

Он постигает более глубинные ценности тех отношений, которые он может иметь, отказавшись от алкоголя и достигнув какого-то материального, физического, духовного благополучия. Но эти изменения необходимо подкреплять конкретными ощущениями, по которым клиент сможет понять, что он движется к новым для себя отношениям. И мы помогаем клиенту увеличить чувство, которое возникает внутри него (это может быть тепло, свет, радость), до таких размеров, чтобы оно охватило его полностью, каждую клетку, чтобы он мог дарить это чувство родным и близким.
Психологические особенности лиц, страдающих от алкогольной зависимости Сила великого обмана, или Базовые предположения Внутриличностный договор Желания явные и скрытые Созависимость Система верований Эффект бумеранга, или Мотивация отказа от алкоголя Жизнь вне времени Стратегия реагирования на алкоголь История употребления человеком веществ, изменяющих сознание, насчитывает не одно тысячелетие. Среди них наиболее употребительными являются спиртные напитки. У многих народов сложились алкогольные традиции – неписаные законы, устанавливающие, когда можно и нужно пить. Алкоголь способен изменять душевное состояние человека, давать ему ощущение успокоения, расслабления, комфорта, устранять сдерживающее начало и т. д. По мнению исследователей, алкогольные напитки употребляет более 90% взрослого населения большинства высокоразвитых стран, злоупотребляет значительно меньше – от 20 до 40% (по разным источникам), а страдает алкоголизмом в среднем 4 – 5%.
Сила великого обмана, или Базовые предположения
Можно выделить две условные модели знакомства человека с "зеленым змием".
Первая модель. Очень часто ребенок сталкивается с алкоголем уже в 5-10-летнем возрасте, когда впервые начинает понимать, что взрослые, а значит, авторитетные для него люди, употребляют напиток, который ему (пока он не стал взрослым) употреблять запрещено. Причем этот напиток (ребенок еще не дифференцирует его ни по качеству, ни по количеству) употребляется в самых торжественных случаях: дни рождения, праздники, и в первую очередь Новый год, а также когда происходят особо печальные события. На всем протяжении своего развития ребенок через взрослых получает опыт общения с алкоголем. Он видит, что алкоголь расслабляет, раскрепощает, делает взрослых людей веселыми и коммуникабельными, способствует снятию стресса, напряжения. Позитивные свойства действия алкоголя фиксируются и запоминаются. Эту модель можно отнести к поддерживаемым в обществе традициям культурного пития.
Примером второй модели – более жесткого и принудительного приобщения к алкоголю – может стать рассказ одного из моих пациентов.
Каждый праздник, а они бывали часто в этой семье, отец наливал своему 5-летнему сыну стопку водки и давал выпить.

 

Автор книги: С.А.Гребнев. Психология и психотерапия алкогольной зависимости.

Hosted by uCoz