Психология алкогольной зависимости

И один из первых вопросов звучит чаще всего так: " В чем я могу вам помочь?" Этим вопросом вы даете понять бессознательному человека, что только вместе вы станете решать все проблемы. Только вместе вы будете идти и к изменениям. Отвечая на этот вопрос, многие путаются и начинают говорить об алкоголизации, о частых запоях и всех остальных проблемах. Оставьте на время его открытым, вы еще успеете вернуться к нему. Перейдите на предложенную тему и спросите о частоте употребления алкоголя, длительности запоев. Уточняя частоту употребления алкоголя, дозу спиртного, мы не столько преследуем цель определить стадию зависимости, сколько стремимся показать клиенту путь прогрессирования его зависимости, дать возможность посмотреть на себя со стороны и почувствовать все, что происходило с ним на протяжении его общения с алкоголем. Другая цель уточнения частоты употребления алкоголя – правильно выбрать тактику лечения. При запоях реже одного раза в месяц и последнем употреблении более 12 – 14 дней назад возможна помощь в течение одного сеанса. Если запои длятся от недели и дольше, светлые промежутки составляют 2 – 5 дней и такое положение сохраняется на протяжении нескольких месяцев или даже лет, а последнее употребление было 1 – 5 дней назад, то лучше выбрать тактику лечения короткими курсами по 1 – 2 недели, повторяющимися через 1 – 3 месяца, с применением всех имеющихся у вас возможностей. Безусловно, этим не ограничивается определение тактики лечения. Существует много других критериев, учитывающих степень поражения организма, но опустим стадии поражения, которые вы можете найти в любом учебном пособии, и вернемся к первичному приему. Контракт
Обязательным условием помощи является создание устного контракта. Сюда входит определение работы, которую вы берете на себя, и работы, которую оставляете вашему клиенту. Необходимо четко объяснить, что только вместе можно достичь положительного результата. Еще Гиппократ говорил: "Нас трое: врач, пациент и болезнь. На чьей вы стороне, тот и побеждает". Чаще всего на себя вы можете взять создание у клиента безразличного отношения к алкоголю. Но вы не можете стоять с ним рядом и держать за руку, вы не можете избавить его от "шрамов" (последствий повреждающего действия алкоголя), которые сделаны ядом. Такие краткие метафоры очень понятны и дают возможность клиенту четко осознать свою задачу. Примером подобной метафоры может служить следующее сравнение. Поскольку многие клиенты имеют или имели машины, можно воспользоваться их "языком":
– Вы знаете, что такое тормозные колодки?
- Да.
– Вы знаете, что происходит, когда стираются тормозные колодки?
– Да.
– Вы знаете, как поменять тормозные колодки в автомобиле? А как "поменять" их...

 

Автор книги: С.А.Гребнев. Психология и психотерапия алкогольной зависимости.

Hosted by uCoz