Психология алкогольной зависимости

Взамен присутствует внутренний диалог, сообщающий обо всех последствиях употребления спиртного.
Таким образом выглядят наиболее часто выявляемые стратегии реагирования на алкоголь. Для того чтобы поменять стратегию или, иначе говоря, выработать у человека безразличную реакцию на алкоголь, определите тип стратегии, а затем используйте ее. Эта работа похожа на создание видеофильма в трех измерениях: визуальном, аудиальном и кинестетическом. Вначале вместе с клиентом просматриваем события, предшествующие приему алкоголя, затем момент принятия решения выпить; момент употребления алкоголя и первые приятные ощущения, а в конце фильма – похмельный синдром, т. е. резко отрицательные ощущения.
Остановимся более детально на каждой части стратегии реагирования. Момент, предшествующий приему алкоголя, как правило, нейтрален и не требует анализа. Когда вы просите пациента вспомнить его состояние непосредственно перед употреблением алкоголя или в момент принятия решения выпить, в нем происходят внешние изменения: появляется бодрость, активность, меняется настроение. Пациент расскажет вам, как он стремится реализовать принятое решение. В зависимости от ситуации человек либо бежит за спиртным, либо начинает лихорадочно искать деньги. Если спиртное уже имеется, то, потирая руки, торопится разлить его по стаканам. Во время рассказа, как правило, поведение пациента становится слегка возбужденным, глаза начинают гореть, он выходит из субдепрессии и переходит в состояние легкой ажитации, ускоряется и его речь. Иногда кажется, что этот человек уже слегка пьян. И это реально, хотя он не принял еще ни капли спиртного. Приятные воспоминания начальной стадии опьянения способствуют появлению легкой эйфории без спиртного, и объясняется это выбросом эндорфинов в кору головного мозга. Момент принятия решения выпить настолько быстро происходит, что информация о том, как оно принималось, не осознается пациентом. Обычно они говорят: "Решил и все". Именно этот период времени, который может длиться несколько долей секунды, наиболее интересен, потому что в данный момент протекает большая часть эмоционально-мыслительных процессов, которая приводит к окончательному решению напиться. А запускающим механизмом является желание получить приятные ощущения.
Наша с вами задача заключается в том, чтобы подвести к решению об отказе от алкоголя. Для этого мы вставляем в наш "видеофильм" события похмельного синдрома перед тем, как пациент решит принять алкоголь, и таким образом можем повлиять на принятие решения. Отказ от алкоголя мы тут же подкрепляем приятными ощущениями: чувством удовлетворения собой, чувством гордости, радости, уверенности. И это помогает еще больше закрепить принятое решение и получить в конечном итоге позитивные эмоции при отказе от алкоголя.

 

Автор книги: С.А.Гребнев. Психология и психотерапия алкогольной зависимости.

Hosted by uCoz