Алкоголизм
Психология алкогольной зависимости
Это значительно повышает эффективность всей проводимой в будущем работы.
Также очень важно, чтобы деньги за лечение платил сам пациент, а не его родственники, как это часто бывает. Если денег у пациента нет, а родственники предлагают свои, я обычно задаю вопрос:
– Вы даете ему деньги ни то, чтобы он пил?
– Нет.
- А почему вы даете деньги на то, чтобы он стал здоровым? Если он находит деньги на то, чтобы подорвать себе здоровье, пусть найдет деньги на то, чтобы быть здоровым.
Если пациент реально не в состоянии заработать нужную сумму на лечение, но явно проявляет желание лечиться, то, по крайней мере, необходимо взять с него обязательства в присутствии людей, дающих ему деньги, что он гарантирует им возврат долга сразу после выздоровления. И сделать это нужно прежде, чем приступать к терапии. Вкладывание в лечение собственных денег характеризует то, насколько выражено желание пациента быть здоровым. Естественно, что сложно работать с пациентом с низкой степенью желания. Для ее повышения эффективно проведение провокационной психотерапии (А для чего вам нужно быть здоровым? Что вам даст это состояние? Нужно ли вам оно вообще?), вследствие которой пациент, как правило, сам начинает убеждать психотерапевта в том, что лечение – это необходимый процесс и сам находит для этого аргументы. Убеждая кого-то другого, он, прежде всего, убеждает самого себя, а задача психотерапевта – лишь усилить этот процесс.
После того как пациент конгруэнтно выражает желание лечиться, можно планировать встречи-консультации. И в первом и во втором случае необходимо учитывать систему верований.
Система верований
Система верований – это наиболее сложный вопрос в психотерапии. Каждый человек верит во что-либо или в кого-либо. Мы можем верить в колдунов, магов, можем верить в Бога, деву Марию или Аллаха; верить в экстрасенса, психотерапевта или только в самого себя. Искусство психотерапевта заключается в определении индивидуальной системы верований и ее использовании.
Исключительным примером силы веры является история больного, погибающего от ракового заболевания. Ему сказали, что появился надежный препарат против рака, он нашел его с большим трудом и стал принимать. Через несколько месяцев его уже никто не узнавал. Этот человек был бодр и активен. Прошло еще около 8–10 месяцев, и однажды в печати он обнаруживает опровержение полезности этого препарата. Еще через 3–4 месяца он вновь попадает в клинику в тяжелом состоянии, и вновь врачи обнаруживают у него многочисленные метастазы рака. Зная предысторию, лечащий врач дает объявление в газете о новом противораковом препарате. Клиент поверил в него, достал с большим трудом, и вновь его здоровье пошло на поправку.
Итак, важно, во что верит ваш клиент: в препарат или в Бога, в кодирование или во врача.
Автор книги: С.А.Гребнев. Психология и психотерапия алкогольной зависимости.