Алкоголизм
Психология алкогольной зависимости
Сделайте это. Представьте, что он сейчас сидит здесь, напротив вас. Вы уже знаете, что он отравится. Он этого еще не знает, а вы знаете.
Попросите вашего клиента представить самого себя накануне неприятного события. "Как будто" или "Если бы" – это прекрасный способ начать незаметно для клиента вводить его в состояние транса. Если ваш клиент чаще всего употребляет слова “видеть”, “ясно”, “красивый”, “яркий” и др., относящиеся к визуальной системе, то подстройтесь именно к этим словам и продолжайте вводить его в состояние легкого транса, используя его визуальную систему. Попросите клиента, чтобы он описал себя в молодости, используя детали одежды и т. п., и повторяйте за ним отдельные слова, словно эхо.
"Видимо, то, что вы сейчас говорите... (пауза) все больше и больше возбуждает ваше воспоминание об этом событии... Ясно вспоминая все детали текущих событий, вы могли бы четко и ясно предупредить (переходим к аудиальной системе) самого себя о том, что произойдет после употребления уже первой дозы".
Ваша работа должна быть построена так, чтобы клиент сам убеждал себя, а вы ему только помогали. Очень часто здесь проявляются противоречия в намерениях клиента. Начинает говорить, что он (более молодой) не верит никому (читайте: я не верю ни в какое лечение, я не верю в себя), якобы у него нет такого опыта, он должен пройти этот путь сам и т. п. Успех этой части терапии во многом зависит от ваших навыков подстраиваться, умения утилизировать информацию и проводить аналоговые сравнения. Будьте настойчивее. Пусть ваш клиент покажет весь путь, который он прошел за это время, расскажет обо всех негативных последствиях и прочувствует все пережитое. Как правило, вспоминая все переживания, клиент погружается в глубокий транс, меняются его физиологические реакции, и вы можете наблюдать внутренний диалог, о котором вам подскажут движения глаз. И потом: кому он сможет доверять, как не самому себе?
Продолжая работу, предложите клиенту отказаться от алкоголя именно сейчас, раз и навсегда. Пусть он пустит в ход все свое мастерство убеждения и откажется от злополучной первой дозы алкоголя и от дальнейшего его употребления, вплоть до настоящего момента. Постепенно вы создаете у клиента диссоциированный опыт полного отказа от алкоголя, вы создаете новое Я клиента. Достигнув настоящего времени, соедините два важных опыта: опыт негативного реагирования на яд-алкоголь и позитивный опыт полного отказа от алкоголя. Попросите вашего партнера "проиграть" в своем воображении опыт отказа от алкоголя. Размышляя о новых возможностях, человек невольно создает для себя новую реальность, в которой он может чувствовать себя гораздо лучше. Поскольку для нашего мозга неважно – произошел отказ от алкоголя в реальности или только в нашем воображении, этот опыт остается внутри нас.
Автор книги: С.А.Гребнев. Психология и психотерапия алкогольной зависимости.