Алкоголизм
Книга "Алкоголизм"
Конкретное содержание смысла было у каждого свое. Кто-то из заключенных находил смысл жизни в том, чтобы после освобождения закончить важное дело, кто-то считал для себя главным непременно порадовать свою мать возвращением из небытия. Виктор Франкл смыслом своего трехлетнего существования в концлагере считал восстановление рукописи своей книги «Врач и душа», которую у него конфисковали нацисты. Это была его первая книга, которую он считал главным делом своей жизни.
В послевоенные годы, анализируя причины неврозов мирного времени, Франкл сделал вывод, что многие люди страдают от ощущения пустоты и никчемности жизни. Практически все наркоманы и большинство алкоголиков также считают свою жизнь бессмысленной. Для выздоровления им необходимо вновь обрести смысл существования. Врач не может дать смысл существования пациенту, человек должен сам его найти. Логотерапия помогает человеку понять, в каком направлении ему следует вести поиск своего предназначения. Поиск следует ограничить пределами собственной личности, искать нужно ту жизненную задачу, решение которой позволит человеку наиболее полно реализовать себя. Сделать жизнь осмысленной – значит заполнить ее делами. В. Франкл пишет: «Нет такой ситуации, в которой нам бы не была предоставлена жизнью возможность найти смысл, и нет такого человека, для которого жизнь не держала бы наготове какое-нибудь дело»1.
Основная задача логотерапии – подвести пациента к осознанию ответственности. Меру ответственности человеку легче постичь, если он всегда будет помнить о скоротечности жизни, неповторимости каждого индивида, свободе выбора в любой ситуации, даже когда кажется, что выбора нет. Лучше всего об ответственности сказал сам Франкл: «Ответственность – это то, перед чем нас ставит жизнь и чего мы стараемся избежать. Как гласит народная мудрость, в человеке всегда найдутся силы, противодействующие его естественному чувству ответственности, которые пытаются освободить человека от нее. Поистине сказать, ответственность чем-то напоминает пропасть. Чем дальше и основательнее мы ее изучаем, тем более потрясает нас ее глубина – вплоть до того, что от нее начинает кружиться голова. Поскольку, как только мы начинаем задумываться о сущности человеческой ответственности, мы не можем не содрогнуться, ибо в ней есть что-то пугающее и – в то же самое время – что-то величественное. Страшно осознавать, что в любой данный момент мы несем ответственность за все, что за ним последует; что каждое решение – от мельчайшего до самого крупного – это решение навеки; что каждый раз мы либо реализуем, либо упускаем возможность, имеющуюся только в данный конкретный момент. Каждый момент содержит в себе тысячи возможностей, но мы выбираем только одну из них; тем самым все остальные возможности отвергаются, обрекаются на небытие, и это тоже навечно. Но разве не прекрасно осознавать, что наше будущее, а вместе с ним будущее всех и всего, что нас окружает, зависит – хотя бы и в малой степени – от того, какое решение мы принимаем в данный момент?»[1].
И еще одно высказывание Франкла об ответственности и свободе выбора: «… человек в конце концов сам себя определяет.
Книга представленна в ознакомительных целях.