Народное дело

Возьмите, например, откупа. Откупная система введена не со вчерашнего дня, она существует многие десятки лет, и все и вся (остроумие?!) пили всякую бурду, какую угодно было, по какой угодно цене, давать откупщикам, созидавшим себе на этой бурде великолепные палаты, зимние сады и мильоны. Никому и в голову не приходило делать против таких порядков какие-нибудь фактические протестации. Но вот литература вывела на свежую воду разбавляющих водою водку откупщиков, указала на весь вред откупной системы, раскрыла хитрости и тонкости, употребляемые сильными (по деньгам) мира сего для спаивания своих меньших братий; заговорили о том в обществе, заговорили в простом народе, и этот говор не остался без последствий ("Современная хроника", стр. 73).
Замечаете ли, как прекрасно понимают народ "Отечественные записки"? Он, видите, так глуп, что по необразованности своей не знает даже, что он пьет и ест: вкуса не имеет, значит — все по необразованности! Литераторы трудятся над тем, чтобы растолковать мужику, вкусно или нет для него то, что он пьет,— дорого или дешево обходится ему то, что он покупает! Сколько лет бедный мужик пил бурду, по какой угодно цене, и все молчал да пил! А заговорили об откупах в литературе — он сейчас и смекнул, что вино для него и дорого и не пьяно... Зато литераторы и решили, давно уж, впрочем, что русский народ отличается особенной понятливостью и переимчивостью!
Но кто же начал речь об откупах? Кому обязаны бедные мужички познанием добра и зла в откупной водке? Боже Мой! Как же вам не стыдно не знать этого! Вы знаете всех этих Кальцоляри, Дебассини14,— а не знаете нашего известного статистика и экономиста! По крайней мере теперь узнайте и почтите его — за то, что он "первый поднял вопрос о трезвости и был причиною распространения этого отрадного явления в разных областях великого отечества нашего". Так по крайней мере уверяет сам он, знаменитый г. И. В — ский15, доктор и статский советник, как расписывался он на "Экономическом указателе". Послушайте, что он говорит:
Мы первые подняли вопрос о трезвости, первые дали гласность замечательному факту, совершающемуся в западных губерниях наших, и полагаем, что отчасти (это отчасти — верно, из скромности?) были причиною распространения этого отрадного нравственного явления и в других областях великого отечества нашего ("Указатель политико-экономический" 1859 года, No 22, стр. 495).
Не правда ли, как убедительно это скромное сознание собственных заслуг! Итак, г. Вернадский сделал в Великороссии то, что в Литве произвела проповедь ксендзов; г. Вернадский — наш Чаннинг16 и патер Мэтью!17 Преклонитесь пред г. Вернадским все вы, не читающие его "Указателя", не подвергающиеся изумительной силе его логики и вследствие того, может быть, еще до сих пор пьющие водку!
Итак, дело совершенно ясно: мужички наши начитались "Экономического указателя" и вследствие того перестали пить. Если бы знали это откупщики,— то-то бы задали "Указателю"!.. Не будь его, так обществ трезвости и по было бы вовсе или по крайней мере (принимая буквально скромное "отчасти" г.

 

Hosted by uCoz